ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
му вплотную приблизился народ, точнее — та часть его, ко торая меньше задета цивилизацией, теснее связана с зем лей, с жизнью природы. Недаром в повести «Казаки», в про изведении итоговом для молодого Толстого, на первый плац наряду с главным героем выдвинута фигура дяди Брошки, во многом не похожая на остальных казаков. Стихийный гу манизм дяди Брошки противопоставлен простодушной ж е стокости Лукашки (ом. III, 198, 224). Наивная мудрость старика Брошки оттеняется насмешливым отношением к не му взрослых казаков и близостью, пониманием мальчишек. Все его мироощущение выражает одну мысль: жизнь — это великий дар, счастье, поэтому всякое ее естественное прояв ление в человеке, в животном, в природе — прекрасно. Философия Брошки интересна ищущему смысл жизни Оленину. И не кому иному, как дяде Брошке доверил писа тель вынести приговор Оленину, который и принимает ска занное стариком как горькую, но справедливую истину. Найдя критерий правды жизни в природе, в сознании н а рода, ребенка, Толстой делает законом своего творчества правдивость, естественность. Принцип художественной прав ды в данном случае’ осуществляется, например, в том свой стве толстовского таланта, которое было названо Чернышев ским чистотою нравственного чувства: в изображении жизни через восприятие народа, ребенка; в соотнесении явлений человеческой жизни с жизнью природы. Подведем некоторые итоги. Этический идеал Толстого не находит своего эстетического воплощения в образе помещи ка, дворянина (даже самого гуманного), он воплощается в образе народа — и в этом заключена художественная правда, сила толстовского реализма. Отмеченное выше противопо ставление природы народу (в «Трех смертях») отражает сложность процесса идейных исканий Толстого, для которо го только начиналось постижение тайн народной жизни, народного сознания, психологии, «души народа»; отражает также наметившиеся противоречия в мировоззрении писате ля: между умением поставить острые социальные проблемы и идти иногда в поисках их решения в сторону «вечных на чал нравственности»26. Принцип художественной правды определяет и форму выражения положительного идеала. В произведениях, где положительным героем должен быть помещик, мы встреча емся с отвлеченными рассуждениями о добре, о высшей прав де. В этих произведениях сила таланта Толстого раскры- '15—40204 217
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=