ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

му вплотную приблизился народ, точнее — та часть его, ко­ торая меньше задета цивилизацией, теснее связана с зем­ лей, с жизнью природы. Недаром в повести «Казаки», в про­ изведении итоговом для молодого Толстого, на первый плац наряду с главным героем выдвинута фигура дяди Брошки, во многом не похожая на остальных казаков. Стихийный гу­ манизм дяди Брошки противопоставлен простодушной ж е ­ стокости Лукашки (ом. III, 198, 224). Наивная мудрость старика Брошки оттеняется насмешливым отношением к не­ му взрослых казаков и близостью, пониманием мальчишек. Все его мироощущение выражает одну мысль: жизнь — это великий дар, счастье, поэтому всякое ее естественное прояв­ ление в человеке, в животном, в природе — прекрасно. Философия Брошки интересна ищущему смысл жизни Оленину. И не кому иному, как дяде Брошке доверил писа­ тель вынести приговор Оленину, который и принимает ска­ занное стариком как горькую, но справедливую истину. Найдя критерий правды жизни в природе, в сознании н а ­ рода, ребенка, Толстой делает законом своего творчества правдивость, естественность. Принцип художественной прав ­ ды в данном случае’ осуществляется, например, в том свой­ стве толстовского таланта, которое было названо Чернышев­ ским чистотою нравственного чувства: в изображении жизни через восприятие народа, ребенка; в соотнесении явлений человеческой жизни с жизнью природы. Подведем некоторые итоги. Этический идеал Толстого не находит своего эстетического воплощения в образе помещи­ ка, дворянина (даже самого гуманного), он воплощается в образе народа — и в этом заключена художественная правда, сила толстовского реализма. Отмеченное выше противопо­ ставление природы народу (в «Трех смертях») отражает сложность процесса идейных исканий Толстого, для которо­ го только начиналось постижение тайн народной жизни, народного сознания, психологии, «души народа»; отражает также наметившиеся противоречия в мировоззрении писате­ ля: между умением поставить острые социальные проблемы и идти иногда в поисках их решения в сторону «вечных на­ чал нравственности»26. Принцип художественной правды определяет и форму выражения положительного идеала. В произведениях, где положительным героем должен быть помещик, мы встреча­ емся с отвлеченными рассуждениями о добре, о высшей прав­ де. В этих произведениях сила таланта Толстого раскры- '15—40204 217

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=