ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
храбрость, риск, не оправданный необходимостью дела, де монстрация мнимого отсутствия естественного .страха,— бес смысленна, она ложна, поэтому — безнравственна, эгоистич на; в ее основе лежит индивидуалистическая психология прп- вил е'гирова иного сосл ов ия . Так опыт войны наталкивает Толстого на размышления о смерти. Как она включается в весь процесс жизни? Имеет ли жизнь смысл, если неизбежна смерть? Рассматривая выше философское содержание финала рас сказа «Набег», мы пришли к выводу, что проблема эта ре шается Толстым по-пушкински: признается истиной бесконеч ное обновление жизни; в этом процессе смерть оказывается неизбежным и естественным звеном. Истина эта, абсолютно торжествующая в природе, бессознательно воспринята наро дом и отвергнута высшим классом. Так от военных р асска зов, от незаконченного очерка «Как умирают русские солда ты» протягивается нить к рассказу «Три смерти». Действительно, в рассказе, где изображена смерть бары ни, мужика и дерева, барыня «жалка и гадка» (см. толкова ние Толстым этого рассказа в письме к А. А. Толстой 1 мая 1858 г .— т. 60, стр. 265—266), потому что эгоистична. Барыня и природа противопоставлены абсолютно. Ближе к природе мужик, принимающий свой конец просто, как неизбежность.. Но и его отношение к смерти и к жизни противопоставлено природе: оно не бескорыстно. Отдавая перед смертью свои сапоги Серёге, д яд я Федор просит взамен камень на свою мо гилу. Тем более не бескорыстен Серега: молодой, здоровый, он носит сапоги и забывает о данном Федору обещании. И лишь после напоминания кухарки и старого ямщика Серега срубает в роще живое дерево для креста (камень «привезть надо»!) на могилу. Это вторжение человека в живую жизнь природы выступает в художественной ткани рассказа как нечто противоестественное, как нарушение ее гармонии25. Природа отдает себя человеку абсолютно бескорыстно, ниче го не требуя взамен. Природа вечна, как вечна и прекрасна сама жизнь. Рассказ и заканчивается оптимистическим апо феозом природе и жизни. •Так размышления о смерти связываются в произведениях Толстого 50-х годов с размышлениями о смысле жизни, о взаимоотношениях между людьми, людьми и природой. В природе вИдит -Толстой абсолютное выражение иде ала простоты, бескорыстия, добра, к которому стремится, но которого не может достичь его герой-аристократ, и к которо 216
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=