ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
ствований старого цыгана, он не высший идеал человека: этот идеал может реализоваться только в существе созна тельно разумном, а .не в непосредственно разумном, не вы шедшем из-под опеки у природы и обычая. Иначе развитие человечества через цивилизацию не имело бы никакого смыс ла, и люди, чтоб сделаться разумными и справедливыми, должны бы в диком состоянии видеть свое призвание и свою ц ел ь»20. Современники Пушкина должны были понять, что задача их заключается не в том, чтобы в поисках идеала уходить из презираемого ими мира, а в том, чтобы вмеши ваться в жизнь, изменять ее. Именно поэтому Белинский з а явил, что в «Цыганах» «Пушкин уже перестал быть вырази телем нравственной настроенности современного ему общест ва и что отселе он явился уже воспитателем будущих поко лений»21. L К тому же выводу подводит своего современника Толстой. Об этом хорошо сказано в уже упоминавшейся книге М. Б. Храпченко: «Высокие цели человеческой жизни, по мысли писателя, не могут быть достигнуты уходом от реальных об щественных противоречий, а преодоление коллизии между «естественностью» и цивилизованностью требует громадных уоилий людей, их нового отношения к миру»22. Однако ни Пушкин, ни Толстой не могли тогда решить проблему до конца и ответить на вопрос — каким же дол жен быть этот новый путь, которого не нашли ни Алеко, ни Оленин23. В рассказе «Поликушка» делание барыней «добра» обер * нулось страшной трагедией для Поликея и всей его семьи. В этом произведении Толстым найден совершенно иной путь художественного решения проблемы. В образе барыни пред ставлена пародия на идеал. Барыня в «Поликушке» —- это образец толстовской сатиры. Здесь мы встречаемся с сатири ческим развенчанием; осмеянием такого понимания добра, какое было свойственно в пореформенное время помещикам крепостнической закваски. В том аспекте, в котором мы рассматривали ряд ранних произведений Толстого, принцип художественной правды р е а лизуется в их объективной идее: писателем раскрыт утопи ческий характер этического идеала героев. Он не может быть осуществлен вне коренной социальной ломки. Другим ас пектом реализации принципа художественной правды в про изведениях Толстого 50-х годов является изображение траги ческого несоответствия мечты героя и действительности. Н аи 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=