ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

ствований старого цыгана, он не высший идеал человека: этот идеал может реализоваться только в существе созна­ тельно разумном, а .не в непосредственно разумном, не вы­ шедшем из-под опеки у природы и обычая. Иначе развитие человечества через цивилизацию не имело бы никакого смыс­ ла, и люди, чтоб сделаться разумными и справедливыми, должны бы в диком состоянии видеть свое призвание и свою ц ел ь»20. Современники Пушкина должны были понять, что задача их заключается не в том, чтобы в поисках идеала уходить из презираемого ими мира, а в том, чтобы вмеши­ ваться в жизнь, изменять ее. Именно поэтому Белинский з а ­ явил, что в «Цыганах» «Пушкин уже перестал быть вырази телем нравственной настроенности современного ему общест­ ва и что отселе он явился уже воспитателем будущих поко­ лений»21. L К тому же выводу подводит своего современника Толстой. Об этом хорошо сказано в уже упоминавшейся книге М. Б. Храпченко: «Высокие цели человеческой жизни, по мысли писателя, не могут быть достигнуты уходом от реальных об­ щественных противоречий, а преодоление коллизии между «естественностью» и цивилизованностью требует громадных уоилий людей, их нового отношения к миру»22. Однако ни Пушкин, ни Толстой не могли тогда решить проблему до конца и ответить на вопрос — каким же дол ­ жен быть этот новый путь, которого не нашли ни Алеко, ни Оленин23. В рассказе «Поликушка» делание барыней «добра» обер * нулось страшной трагедией для Поликея и всей его семьи. В этом произведении Толстым найден совершенно иной путь художественного решения проблемы. В образе барыни пред­ ставлена пародия на идеал. Барыня в «Поликушке» —- это образец толстовской сатиры. Здесь мы встречаемся с сатири­ ческим развенчанием; осмеянием такого понимания добра, какое было свойственно в пореформенное время помещикам крепостнической закваски. В том аспекте, в котором мы рассматривали ряд ранних произведений Толстого, принцип художественной правды р е а ­ лизуется в их объективной идее: писателем раскрыт утопи­ ческий характер этического идеала героев. Он не может быть осуществлен вне коренной социальной ломки. Другим ас ­ пектом реализации принципа художественной правды в про­ изведениях Толстого 50-х годов является изображение траги­ ческого несоответствия мечты героя и действительности. Н аи ­ 214

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=