ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
веряются разные точки зрения, различные оценки; и зображе ние жизненных явлений подается через восприятие разных людей. Автор, жадно ищущий смысл жизни, в этих произве дениях сопоставляет позиции своих героев: чья точка зрения ближе к истине? Чья правда есть истина? Так сливается этическое с эстетическим. В «Севастопольских рассказах» эпическре начало вырази лось в самом определении героя: героем своим Толстой н а звал правду, объективную правду жизни. Исследователи справедливо отмечают, что опыт Севастополя открыл Тол стому многое, и только после Севастополя могли появиться «Утро помещика», «Три смерти», «Поликушка», «Казаки» — вещи подлинно эпические и по жанру, и по стилю, и по х а рактеру конфликта, по глубине обобщений. Усиливается, углубляется обличительная направленность произведений, выражающаяся в осуждении крепостничества, аристократи ческой дворянской и буржуазной морали; ставятся социаль ные проблемы, отражающие основной конфликт эпохи; обо стряется интерес к народу; gee более напряженными стано вятся поиски положительного идеала, положительного ге роя, путей к разрешению конфликта. Толстой и его герои уже в 50-е годы приходят к выводу, что правда, высший смысл жизни, заключается в ^ о м , чтобы жить для других, делать добро. Таков этический идеал. (Конкретное содержание его пока тоже находится в процессе становления и дальше будет меняться вместе с эволюцией миросозерцания Толстого). Одновременно складывается и эстетический идеал: идут поиски героя, способного так жить: вырабатывается принцип художественно убедительного изо бражения такого героя. По этому принципу высшей правды хотят жить Нийолень- ка Иртеньев и Нехлюдов в трилогии; автор-повествователь из некоторых кавказских и «Севастопольских рассказов»; Нехлюдов из «Записок маркёра»; Нехлюдов в «Утре поме щика»; Нехлюдов в «Люцерне»; Делесов в «Альберте»; Сер гей Михайлович в романе «Семейное счастие»; Оленин в «Казаках». По-своему понимает эту правду барыня в «По- ликушке». Но ни одному из них не удается осуществить в практике жизни свой этический идеал. В сознание Толстого входит объективная правда жизни; писатель вносит ее в свое искусство: герой в силу объективных условий действительно сти и законов реалистичеокого метода не в состоянии этот свой идеал претворить в жизнь. 14 * 21!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=