ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

веряются разные точки зрения, различные оценки; и зображе­ ние жизненных явлений подается через восприятие разных людей. Автор, жадно ищущий смысл жизни, в этих произве­ дениях сопоставляет позиции своих героев: чья точка зрения ближе к истине? Чья правда есть истина? Так сливается этическое с эстетическим. В «Севастопольских рассказах» эпическре начало вырази­ лось в самом определении героя: героем своим Толстой н а ­ звал правду, объективную правду жизни. Исследователи справедливо отмечают, что опыт Севастополя открыл Тол­ стому многое, и только после Севастополя могли появиться «Утро помещика», «Три смерти», «Поликушка», «Казаки» — вещи подлинно эпические и по жанру, и по стилю, и по х а ­ рактеру конфликта, по глубине обобщений. Усиливается, углубляется обличительная направленность произведений, выражающаяся в осуждении крепостничества, аристократи­ ческой дворянской и буржуазной морали; ставятся социаль­ ные проблемы, отражающие основной конфликт эпохи; обо­ стряется интерес к народу; gee более напряженными стано­ вятся поиски положительного идеала, положительного ге­ роя, путей к разрешению конфликта. Толстой и его герои уже в 50-е годы приходят к выводу, что правда, высший смысл жизни, заключается в ^ о м , чтобы жить для других, делать добро. Таков этический идеал. (Конкретное содержание его пока тоже находится в процессе становления и дальше будет меняться вместе с эволюцией миросозерцания Толстого). Одновременно складывается и эстетический идеал: идут поиски героя, способного так жить: вырабатывается принцип художественно убедительного изо­ бражения такого героя. По этому принципу высшей правды хотят жить Нийолень- ка Иртеньев и Нехлюдов в трилогии; автор-повествователь из некоторых кавказских и «Севастопольских рассказов»; Нехлюдов из «Записок маркёра»; Нехлюдов в «Утре поме­ щика»; Нехлюдов в «Люцерне»; Делесов в «Альберте»; Сер­ гей Михайлович в романе «Семейное счастие»; Оленин в «Казаках». По-своему понимает эту правду барыня в «По- ликушке». Но ни одному из них не удается осуществить в практике жизни свой этический идеал. В сознание Толстого входит объективная правда жизни; писатель вносит ее в свое искусство: герой в силу объективных условий действительно­ сти и законов реалистичеокого метода не в состоянии этот свой идеал претворить в жизнь. 14 * 21!

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=