ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
ного выражения концепции автора. В том же 1853 г., 24 ок тября Толстой записал в дневнике: «Читая сочинение, в особенности, чисто литературное,— главный интерес состав ляет характер автора, выражающийся в сочинении. Но бы вают и такие сочинения, в которых автор аффектирует свой взгляд или несколько раз изменяет его. Самые приятные суть те, в которых автор как будто старается скрыть свой личный взгляд и вместе с тем остается постоянно верен ему везде, где он обнаруживается. Самые же бесцветные те, в которых взгляд изменяется так часто, что совершенно теряется...» (т. 46, стр. 182). Так в эстетических взглядах Толстого 50-х годов опреде ляется чрезвычайно в ажн ая тенденция — рассматривать в единстве, во взаимосвязи категории мировоззрения и худо жественного метода. Такая постановка вопроса сближает Толстого с Чернышевским. * V Единство процесса становления художественного ,метода, эстетических воззрений Толстого с его философскими и этическими исканиями обусловило собою ту внутреннюю связь, которая объединяет все ранние произведения (от три логии до «Лоликушки» и «Казаков»), закономерность появ ления того нового, что содержится в каждом следующем произведении этого цикла. Обнаруживается закономерность перехода от лирического стиля к эпическому. В самых ранних произведениях повест вование ведется от первою лица, в последних («Севасто польские рассказы», «Утро помещика», «Казаки», «Поли- к уш к а » )— от третьего. Сказалась она и в изменении, укруп нении жанра : трилогия, хотя и состоит из повестей, но повести эти особого рода — воспоминания героя. Отсюда — некоторая субъективность точки зрения, оценок, лиричность. Эта доля субъективности сохраняется в кавказских р ас ска зах и подчеркйвается в заглавии: «Набег. Рассказ волонте ра»-, «Записки маркера. Рассказ»; «Рубка леса. Рассказ юнкера». Ту же особенность мы наблюдаем в «Люцерне» — « # з записок князя Н ехлю дова » 14, и в романе «Семейное счастие», написанном от лица героини, женщины. Вместе взятые эти произведения обнаруживают стремление писателя расширить представление о жизни, раздвинуть границы наблюдаемой и изображаемой действительности. В них про 210
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=