ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

лиз. В трилогии прослеживается сам процесс рождения и сцепления мыслей; в «Метели» воспроизводится иной тип мышления — образный — по принципу ассоциации, когда возникает длинная цепь, казалось бы, не связанных между собой образов — картин — воспоминаний (см. II, 239) 13. Исследуя различные проявления душевной жизни человека, Толстой находит самые разные художественные приемы пси­ хологического анализа, формы художественного выражения «диалектики души». Каждый новый р а с с к а з— новое откры­ тие толстовского реализма. Диалог _между Олениным и Марьяной в конце XXXI гл. «Казаков» "(III, 2 8 7 )— еще один пример художественного проникновения во внутренний мир человека. Вместе с тем в стыдливом признании Оленина, самому себе в том, что слова его, обращенные к Марьяне, «звучали еще пошлее, еще несогласнее с тем, что он чувствовал...», запечатлено раздумье писателя над выразительными возможностями поэ­ тического слова. С аналогичными примерами мы встретимся у Толстого и позже: таков же по значению припомнив­ шийся князю Андрею диалог между ним и Наташей («Война и мир», т. III, ч. II, гл. XXV — т. VI, стр. 237). В прямой зависимости от всего процесса формирования миросозерцания Толстого, определившего в значительной мере содержание произведений 50-х годов, находится р а з р а ­ ботка писателем поэтики сна. Сны героев в рассказах и по ­ вестях молодого Толстого — это художественная форма вы­ ражения неосуществленной идеи; мечты, прием изображе­ ния разрыва между мечтой ,и действительностью (см., например, сон Альберта — II, 57—61). И в этом своем зн а ­ чении сон является одним из конкретных проявлений в искусстве слова принципа художественной правды. Ставя проблему художественного метода, анализируя, испытывая на практике возможности реалистических прин­ ципов изображения жизни, Толстой в самом начале своего творческого пути ставит изобразительные и выразительные возможности искусства писателя в зависимость от его взглядов, от четкости и ясности идейных установок. В днев­ никовой записи 23 октября 1853 г. после прочтения повести М. С. Жуковой «Наденька» отмечено: «Наденька очень хо­ рошо обстановлена, но лицо ее самой слишком легко и не­ определенно набросано; видно, что автора не руководила одна мысль» (т. 46, стр. 180). Толстой заботится не только о ясности авторской позиции, но и о методе художествен­ 14— 10204 209

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=