ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

наго метода Толстого при создании «Севастопольских рас ­ сказов», а позже — «Войны и мира». Пребывание в Севастополе в 1864— 1855 гг. сталкивает Толстого с новыми для него сторонами жизни, и это побуж­ дает писателя все более напряженно искать новых путей в искусстве, а поиски эти открывают перед ним безграничные возможности реалистического метода. Именно в «Севасто­ польских рассказах» и в произведениях, написанных после них, мы находим четко сформулированные Толстым принци­ пы реалистического изображения действительности и чело­ века. Правда жизни должна быть правдой искусства — эта мысль пронизывает рассказ «Севастополь в декабре месяце». Сцена в госпитале — это не только выражение восхищения севастопольцами, но одновременно и выраженное писателем в образах осознание того, что увиденная и поразившая его строгая простота подлинного величия должна быть запечат­ лена ц в искусстве столь же просто и величаво. «Вы начинаете понимать защитников Севастополя; вам становится почему-то совестно за самого себя перед этим че­ ловеком. Вам хотелось бы оказать ему слишком много, что­ бы выразить ему свое сочувствие и удивление; но вы не находите слов или недовольны теми, которые приходят вам в голову,— и вы молча склоняетесь перед этим молчаливым, бессознательным величием и твердостью духа, этой стыдли­ востью перед собственным достоинством» ( I I , v99). Из этого рожденного самой жизнью чувства, возникшего у художни­ ка, и вырастает принцип изображения увиденного и понятого в Севастополе,— толстовский принцип реалистического изоб­ ражения войны: «...увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с разве­ вающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении...» (II, 100). Он сформули­ рован здесь Толстым с предельной точностью, он звучит как поэтическая декларация художника-реалиста. В определении метода изображения человека Толстой также исходит из своей нравственной программы, важной стороной которой было свойственное Толстому-писателю д о ­ верие к человеку, умение найти в нем пусть где-то глубоко скрытые хорошие, добрые начала. Так изображены, напри­ мер, герои рассказов «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года». Выше отмечалось, что Толстой стремится исследовать структурную основу своего реализма — психологический ан а ­ 208

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=