ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
и которая стала о д н о й из главных особенностей его реали стического метоДа. Николенькина смелость говорить правду, высказываться до конца,— помимо других причин, имеет в основе своей и психологическую: это — смелость художника. В дневниках Толстого встречаются признания в том, как не обходима эта смелость писателю, иногда — жалобы на то, что он эту смелость утрачивает, и писать становится трудно (Дневник, 11 июля 1857 г..— т. 47, стр. 142). Черты психологии художника свойственны и некоторым другим героям произведений Толстого этих лет — рассказчи ку в .трилогии, образ которою соотносится с образом Ни- Коленьки Иртеньева; рассказчику *в «Набеге»; Нехлюдову в «Утре помещика» Рассказчик в «Набеге», Нехлюдов в «Утре помещика» иногда мыслят о б р а з ам и 11. Мысли свои о соотношении правдоподобия и правды жи з ни, объективного и субъективного в искусстве, о нравствен ном облике художника, размышления над принципами художественного творчества и т. д. Толстой чаще всего выра жает не в форме декларации, а растворяет в образной струк туре художественного произведения. Так, например, запечат ленный в трилогии процесс осмысления жизни героем не только отражает процесс становления психологии художни ка, но одновременно выступает как форма художественного познания Толстым своего собственного творческого метода ,2. IV В суждениях о художественном методе Толстой исходит из главного своего тезиса — из утверждения связи эстети ческих установок с требованиями морали (см. запись в дневнике 19 октября 1852 г.— т. 46, стр. 145). Именно этим положением руководствуется Толстой, определяя, например, пути изображения народа (см. запись в дневнике 26 октября 1853 г.— т. 46, стр. 184). На Кавказе в декабре 1853 г. Тол стой читает «Русскую историю» Н. Г. Устрялова, к это чте ние наталкивает его на размышления о принципах изобра жения истории в искусстве: «Каждый исторический факт необходимо объяснять человечески и избегать рутинных ис торических выражений. Эпиграф к истории я бы написал: «Ничего не утаю». Мало того, чтобы прямо не лгать, надо стараться не лгать отрицательно — умалчивая..» (Дневник, 17 декабря 1853 г.— т. 46, стр. 212). Эти принципы лягут в основу художествен- 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=