ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

и в этот процесс психологического анализа включена песня. Пеаня, «одна радость и даже страсть» Жданова, вызывала на его лице со строгим и суровым выражением кроткую, почти детскую улыбку. Гибель Веленчука резко меняет настроение солдат, и весь финал рассказа окрашен в мрач ­ ные тона: «Сверху сыпалась та же печальная мгла» (11,^92—93), гасли костры, плакал солдат Жданов под заунывные звуки любимой своей песни «Березушка». Одна­ ко в этой мрачной картине, в самой солдатской печали, выливающейся в заунывной пеоне, бьется живая жизнь, живое человеческое чувство. Песня обрывается, как только напоминает о себе война и опова начинается будничная, тяжелая солдатская работа. Передача народной песне такой важной идейно-художе­ ственной роли доказывает, что в народном искусстве Тол­ стой видит выражение высшей правды Именно на этом пути обретет Толстой впоследствии свой этический и эстетический идеал. Интерес Толстого к своеобразию художественного мыш­ ления отразился в содержании произведений 50-х годов. Некоторые герои несут в себе черты психологии художника. В образе Николеньки Иртеньева запечатлен процесс ста­ новления художнического сознания. (Дело не в том, стал или не стал герой художником, но в его образе отразились особенности развития художнической натуры). Николенька Иртеньев обладает необыкновенно тонкой душевной органи­ зацией, он крайне впечатлителен, раним, необычайно чуток ко всякому движению чувства, легко различает естествен­ ность и фальшь. У него чрезвычайно живое воображение. Толстой показывает, как в детской игре сталкивается сила этого воображения с рационализмом, «трезвостью» Володи. ' Ребенка Николеныку отличает от сверстников недетская наблюдательность, зоркость, цепкость взгляда. Черта эта развивается. В юности появляется у героя потребность наб ­ людать окружающее. (Этот живой интерес ко всему в жизни видим мы и у аетора-рассказчика в «Истории вчерашнего дня»). Примечательна в Николеньке его склонность к анали ­ зу и стремление в словах запечатлеть самый процесс течения мысли. Видимо, здесь Толстой уловил самый изначальный момент зарождения той черты своего художественного т а ­ ланта, которую Чернышевский назвал «диалектикой души» 206

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=