ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
отец?»— I, 47). А в VII гл. «Отрочества» аристократизм бабушки подчеркивается ее презрением к мужицким тироль ским песням Карла Иваныча (I, 148). Различие в музыкаль ных вкусах Катеньки и Любочки усиливает противопостав ление героинь '([«Отрочество», гл. XXI — т. I, стр. 191) 9. И зобр аж ая героя в момент восприятия музыки, показы вая воздействие музыки на человека, Толстой одновременно раскрывает характер персонажа и эмоциональную силу му зыкального искус ства |0. Музыка пробуждает в человеке лучшие чувства — в этой дорогой для него истине Толстой стремится убедить читателя. И мы верим, что действитель но, пусть на мгновенье, дрогнула душа у тех, кто в «Лю церне» слушал бродягу-певца. Мы видим, как потрясает музыка гениального скрипача людей, давно забывших о высоком и прекрасном, как заставляет их иными глазами посмотреть на самих себя. Толстой показал воздействие му зыки Альберта и на слугу Делесова. Захар , сначала видив- ший в Альберте только помеху, послушав его игру, говорит, что музыкант — хороший человек: играл, «как человек пла кал» (III, 43). Музыка приносит взаимопонимание героям «Семейного счастия». В «Утре помещика» музыка побуж дает Нехлюдова к важным размышлениям о смысле жизни. .В 50-е годы Толстой думает о природе народного искус ства. С этим отчасти связан и его интерес к цыганской песне. Народная, солдатская песня приобретает особо в аж ное значение в военных рассказах Толстого. Она так вклю чается в композицию рассказов, что усиливает антивоенный пафос произведений и углубляет философскую мысль о не- прекращающемся течении жизни. С одной стороны— война и смерть, с д р у г о й— песня и жизнь. Основная часть рассказа «Набег» — столкновение с гор цами и бессмысленная гибель юноши Аланина — обрамляет ся пейзажем, в котором с торжествующей природой сли вается песня, прелестный тенор шестой роты (в начале II гл. это описание занимает целую страницу — II, 12). Заключительная, XII глава проникнута высоким поэтиче ским чувством: «...Подголосок шестой роты звучал изо всех сил, и, исполненные чувства и силы, звуки его чистого груд ного тенора далеко разносились по прозрачному вечернему воздуху» (II, 35). В рассказе «Рубка леса» противопоставление жизни вой не и смерти достигается на основе глубокого проникновения во внутренний мир, в настроение старого солдата Жданова, 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=