ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
и их можно рассматривать как элемент художественной формы. Чаще всего эти аспекты выступают, в единстве. Как. например, Толстой соотносит то или иное явление искусства с эпохой? Д л я того, чтобы одним штрихом создать колорит эпохи, Толстому достаточно в определенной связи назвать популяр ное тогда музыкальное произведение (см. «Два гусара» — II, 270). В рассказе «Севастополь в мае» Толстой указывает на зависимость содержания литературы от характера эпохи: «Отчего Гомеры и Шекспиры говорили про любовь, про сл а ву и про страдания, а литература нашего века есть только бесконечная повесть «Снобсов» и «Тщеславия»?» (И, П7 ). Эта отмеченная Толстым зависимость сказывается, в частности, на художественном методе, определяет принципы изображения жизни в искусстве, а также и восприятие худо жественного произведения, и соотнесение читателем произве дения искусства (характера изображения, правды искусства) с правдой жизни. Подчиняясь естественно и сознательно ис торико-литературной тенденции 50-х годов XIX в., требую щей развития реализма, Толстой в кавказских рассказах («.Набег»— II, 15, 20, 27; «Рубка леса» — II, 71), в повести «Казаки» (III, 171—472) полемизирует с романтической традицией изображения Кавказа в русской литературе. Ге рои этих произведений Толстого увидели Кавказ совсем иным, чем представляли его себе по романтическим произ ведениям Марлинокого и д аж е Лермонтова. Толстой отвергает и романтические традиции Bi и зобра жении чувств (см., например, в романе «Семейное сча стие»— III, 97). Утверждение естественности и простоты выражения чувства в жизни является одновременно опре делением эстетической нормы изображения его в искусстве. Как средство авторской характеристики героя часто высту пает чкруг его чтения. В повести «Детство» именно этот прием помогает Толстому создать тип старого князя Ивана Иваныча, не очень умного, но всеми уважаемого человека прошлого (XVIII) века, остановившегося в своем развитии (см. гл. XVIII — т. I, стр. 75). Отношение к народной музыке, музыкальный вкус, м а нера исполнения музыкальных произведений — также яв ляется художественным средствам раскрытия характера ге роя. Именно этого рода детали делают фигуру отца Нико леньки Иртеньева столь колоритной, живой, своеобразной (см. в повести «Детство» гл. X — «Что за человек был мой 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=