ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
ник 28 ноября 1852 г.) 5. Задумав произведение о четырех эпохах истории русского помещика, Толстой четко сформу лировал в дневнике 2 августа 1855 г. его идею и наметил путь ее художественного выр аж ени я6. Работая над «Кавка з ской» («Казаками» ), мучительно раздумывая над постав ленными проблемами, 'Гол-стой прерывает писание, пока мысль не прояснится совершенно («Не могу писать без мыс л и »— Дневник 18 августа 1857 г.). Эти записи и сам творческий процесс доказывают, что Толстой не мог вообразить себе искусства вне связи с жизнью, а художника — отрешенным от насущных проблем эпохи. В своем собственном творчестве молодой Толстой под нимает самые злободневные вопросы. В «Люцерне» и «Альберте» тема искусства связана с постановкой важных социальных проблем. Подлинное ис кусство,— утверждает Толстой в «Люцерне»,— несовместимо с уродливой моралью буржуазного общества. И в соответст вии со своими взглядами этих лет он соотносит красоту искусства с естественной красотой природы. Так же, как в «Люцерне» противопоставлены два мира — мир богатых буржуа и мир бедного певца,— так и в «Альберте» Толстой сталкивает два мира: аристократов и бедняка, гениального, но опустившегося музыканта. Общественная драма Альберта осложнена драмой личной (в основе которой лежит социаль ный конфликт) — его несчастной любовью к аристократке: «Я знал, что я бедный артист, а она аристократическая д а ма. Я очень знал это. Я только смотрел на нее и ничего не д у м а л » 7. И не случайно, что лучший из этого мира аристок ратов, Делесов, становится прямой причиной гибели музы канта 8. Понятие красота наполнено у Толстого нравственным содержанием и соотносится с понятием добро. Поэтому, по Толстому, подлинная красота выражается не во внешнем проявлении, а во внутренней сущности человека, в богатст ве его духовного мира. Р азмышляя о силе воздействия искусства на человека, о нравственном потенциале искусства, Толстой в 50-е годы из всех искусств выделяет музыку и литературу. Музыка, сло весное искусство вводятся Толстым в ткань художественного повествования по-разному и для различных целей. В одном случае — для выражения авторских раздумий, суждений об искусстве, и тогда они приобретают значение темы. В дру гом случае они выполняют роль «художественного приема». 203
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=