ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

сущности, задачах, характере искусства, о нормах творче­ ства, об облике художника ’И т. д. Так определяется одна сторона этой зависимости: этический идеал формирует идеал эстетический. Поскольку же в 50-е годы этический идеал Толстого только складывается, то художественное творчест­ во, воспроизведение различных сторон действительности в искусстве помогает молодому Толстому этот идеал уяснить. Такова вторая сторона этой связи: само искусство форми­ рует идеал этический. II Все произведения Толстого 50-х годов очень тесно свя­ заны между собой, последовательность их создания отра­ жает процесс осмысления писателем действительности, фор­ мирования его эстетических взглядов, а также и процесс становления художественного метода. Каждое новое произ­ ведение — это постижение все новых сторон жизни, поиски и обретение новых возможное гей воспроизведения ее в ис­ кусстве 2. Почти во всех художественных произведениях 50-х годов так же, как в дневниках и письмах, мы встречаем р азмыш ­ ления Толстого над различными вопросами, связанными с искусством, над понятиями прекрасное, красота и над их этическим и эстетическим содержанием. «Люцерн» и «Аль­ берт» непосредственно связаны с решением темы искусства (хотя она там не единственная). Толстой утверждает, что подлинное искусство приоб­ щает человека к жизни, сообщает ему ощущение ее полноты, обостряет зрение, видение человеком окружающего мира («Люцерн»), Искусство пробуждает в человеке добрые н а ­ чала («Альберт»), Творчество преображает самого худож­ ника («Альберт»), В письмах Толстой делится радостью, испытанной им самим от общения с искусством (см., напри­ мер, письмо В. П. Боткину 5 апреля 1857 г. из Парижа ) 3. Цель искусства Толстой видит не только в выражении нравственного идеала (Дневник 19, 20 декабря 1853 г.), но и в воздействии этого идеала на человека посредством ис­ кусства. «Моя цель,— зависал Толстой в дневнике 17 сен­ тября 1855 г.,— литературная слава. Добро, которое я могу сделать своими сочиненьями»4. И от сознания активной си­ лы искусства идет высокая требовательность к художнику, понимание ответственности его перед людьми. (См. Д н е в ­ 202

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=