ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
сущности, задачах, характере искусства, о нормах творче ства, об облике художника ’И т. д. Так определяется одна сторона этой зависимости: этический идеал формирует идеал эстетический. Поскольку же в 50-е годы этический идеал Толстого только складывается, то художественное творчест во, воспроизведение различных сторон действительности в искусстве помогает молодому Толстому этот идеал уяснить. Такова вторая сторона этой связи: само искусство форми рует идеал этический. II Все произведения Толстого 50-х годов очень тесно свя заны между собой, последовательность их создания отра жает процесс осмысления писателем действительности, фор мирования его эстетических взглядов, а также и процесс становления художественного метода. Каждое новое произ ведение — это постижение все новых сторон жизни, поиски и обретение новых возможное гей воспроизведения ее в ис кусстве 2. Почти во всех художественных произведениях 50-х годов так же, как в дневниках и письмах, мы встречаем р азмыш ления Толстого над различными вопросами, связанными с искусством, над понятиями прекрасное, красота и над их этическим и эстетическим содержанием. «Люцерн» и «Аль берт» непосредственно связаны с решением темы искусства (хотя она там не единственная). Толстой утверждает, что подлинное искусство приоб щает человека к жизни, сообщает ему ощущение ее полноты, обостряет зрение, видение человеком окружающего мира («Люцерн»), Искусство пробуждает в человеке добрые н а чала («Альберт»), Творчество преображает самого худож ника («Альберт»), В письмах Толстой делится радостью, испытанной им самим от общения с искусством (см., напри мер, письмо В. П. Боткину 5 апреля 1857 г. из Парижа ) 3. Цель искусства Толстой видит не только в выражении нравственного идеала (Дневник 19, 20 декабря 1853 г.), но и в воздействии этого идеала на человека посредством ис кусства. «Моя цель,— зависал Толстой в дневнике 17 сен тября 1855 г.,— литературная слава. Добро, которое я могу сделать своими сочиненьями»4. И от сознания активной си лы искусства идет высокая требовательность к художнику, понимание ответственности его перед людьми. (См. Д н е в 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=