ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

М. М. Б У Р К И Н А ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАВДЫ В ЭСТЕТИКЕ Л. Н. ТОЛСТОГО 50-х ГОДОВ I I Формирование мировоззрения Л. Н. Толстого — процесс ■. необыкновенно интенсивный и емкий. Поиски смысла жизни, философские раздумья, религиозные искания, суждения со­ циально-политические, этические, эстетические — все это взаимосвязано и взаимообусловлено1. Толстой-мыслитель одновременно формируется и как художник. Толстому свой­ ственно умение наблюдать со стороны этот процесс, анали ­ зировать его. Художественные произведения молодого Тол­ стого, его письма, дневники позволяют определить характер связи между эстетическими взглядами писателя и его худо­ жественным методом; соотнести его взгляды на искусство с практикой художественного творчества; проследить, как сам писатель наблюдает за процессом становления своего художественного метода, принципов изображения жизни, и, наконец, увидеть, в каких художественных формах запечат­ левает он осмысленный им процесс. В настоящей статье речь пойдет лишь об одной стороне этого большого и сложного вопроса — о становлении прин­ ципа художественной правды в эстетике Толстого 50-х го­ дов. Эстетические искания Толстого прочно связаны со всем опытом его жизни, с напряженными поисками ее смысла и цели. Этический идеал Толстого ищет своего эстетического выражения. Стремление выразить этический идеал посред­ ством искусства наталкивает Толстого на размышления о 201

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=