ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

В. в. о с н о в и И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СТРУКТУРА СЮЖЕТНОГО ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» В полном соответствии с возможностями человеческого познания вообще и уровнем развития художественного по­ знания в частности предшественники Л. Толстого стремились лишь к фиксации начальных и конечных этапов психического процесса. Достаточно было четко обозначить эти этапы, чтобы уже создавалось определенное представление о самом психическом процессе. А то, как проходил сам процесс, чаще всего давалось в авторском (предельно кратком) описании. Для литературы определенного периода это была вполне реальная художественно-временная категория, которую мы не можем не учитывать, когда говорим о психологическом анализе. Начиная с Толстого, мы встречаемся с новыми принци­ пами психологического анализа и, следовательно, с совер­ шенно отличной структурой художественного времени. В черновом наброске к «Войне и миру» Толстой говорил о не­ обходимости «вникания в сущность, в движение бесконечно малых Захарченко и П е т р о в а » '. «Вникание в сущность» этой «бесконечно малой» величины, вскрытие ее значения, прослеживание ее «движения» обусловили интерес Толстого не столько к начальным и конечным этапам психического процесса, сколько к самому ходу его, основанному на слож­ ной системе рефлекторных и ассоциативных связей, уже воз­ никших у человека чувств и мыслей. Поэтому при разговоре о психологическом анализе Толстого исключительный инте- 20

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=