ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

и возмущается, что это чудо не, находит моментальной оцен­ ки. Ему не терпится предложить миру, что ему кажется ис­ ключительным: самого себя. Но человек, претендующий на неповторимую исключи­ тельность, не может не испытывать чувства общей несправед­ ливости по отношению к себет'беопрестанно он наталкивается на удручающее обстоятельство — на других, которых ему приходится терпеть. Ведь от их существования и согласия зависит утверждение его собственного превосходства. Усилия к разрешению этих противоречий могут привести и к экстравагантности, и к гениальности, и к могуществу, и к мании величия, к безумию, к преступлению. По сути, Шатобриан был вечно юным, до последнего дня своей восьмидесятилетней жизни, до предсмертных порази­ тельных слав: «Отнесите меня туда»; когда он услышал ору­ дийные залпы Революции 1848 года, он не мог ребе пред­ ставить, чтобы она могла обойтись без него. А Цезарь, восклицающий: «Александр в мои годы...» А Александр, страшно разгневанный, что его офицеры не торо­ пятся признать богом... Великолепные, опасные, вечные юноши. Ребенок отрывает лапки у мух и этим утверждает свое божественное превосходство. А затем он отрывает лапки у людей. И если ему посчастливится — находит убежище в поэзии, исполненной разочарования... Толстой в начале -жизни испытал соблазн романтических настроений, но он быстро избавился от этой слабости. Впо­ следствии он о ней вспоминал только, чтобы изобразить правдиво и благосклонно юных героев в своих романах. И если он ненавидел Наполеона, то не только за то, что тот во­ рвался в Россию. Поведение Толстого — это поведение взрослого человека, это состояние мысли, когда интерес обращен к другим, когда человек определяется не противопоставлением себя другим, а уподоблением или сближением, копда понимание жизни дру ­ гого необходимо, чтобы понять самого себя, копда судьба индивидума при всей его гордости не может оправдать се­ бя и найти свое завершение, если она не составляет единого целого с судьбами других людей. Я не хочу казаться лучшим, чем я есть на самом деле, и не претендую, что этому правилу поведения я всегда следо­ вал, во всяком случае я его предпочитаю и к нему стрем­ люсь. 13-10204 193

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=