ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

Существенного литературоведческого анализа романа не Е смогли дать и авторы разных учебников по истории всеоб­ щей литературы — проф. И. Дубае («Введение во всеобщую историю»— 1931 г.), а также Ю. Амбразявпчус, й . Гринюс и А. Вайчюлайтис («История всеобщей литературы», 1939 г.). Особенно в «Истории...» удивляет беднота и поверхностность ; анализа творчества Толстого. По мнению авторов, основная I идея «Войны и мира» — философско-религиозная. В соответ­ ствии с этим положением делалась попытка выделить в ро­ мане два противоположных полюса — «спокойное, величест­ венное Небо... и мир людей, полный тревог, мучающийся и мучающий д ру гих»8. Таким образом, все идейно-художест­ венное своеобразие Толстого-писателя подводится в учебни­ ке под бедную идеалистическую концепцию. Д аж е суть реа­ листического мастерства Толстого усматривается в том, что Толстой «не ограничивается областью материальной при­ роды... В человеке наряду с материализмом он находит и идеалистическую черту, наряду с идеализмом — порок, д е ­ лающий героя живым и натуральным»9. «История всеобщей литературы» наглядно свидетельствует о том, что б уржуа з ­ ное литовское литературоведение в лице ведущих представи­ телей старалось использовать Толстого в своих идейных це­ лях. Демократическое крыло литовской интеллигенции не при­ нимало подобного обеднения творчества Толстого. Конечно, в тех условиях вряд ли могли появиться статьи, оцениваю­ щие русского писателя с позиций передового, материалисти­ ческого мировоззрения. Кроме того, основная идейная борь­ ба шла в области оригинальной литературы. Именно в ста­ тьях, посвященных вопросам развития оригинальной лите­ ратуры, встречаем своеобразный отпор литературоведам ти­ па авторов «Истории всеобщей литературы», Так, талант ­ ливый литовский поэт Казне Бинкис в статье «Меньше то­ м о в— больше мастбрсгва» (1936 г.), отметив духовную и ху­ дожественную бедность, присущую произведениям некото­ рых литовских писателей, призывает учиться у Толстого. К. Бинкис припоминает здесь историю создания «Войны и мира», многочисленные авторские поправки и спрашивает: «Сколько раз понадобилось бы нам, негениям, переписывать свои романы, чтобы достичь хотя бы приблизительного со­ вершенства?» 10. В годы Советской власти литовское литературоведение, опираясь на достижения маркспстоксЗй науки о Толстом, оце­ 189

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=