ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
критического освещения действительности и более глубокого проникновений в социальные болезни общества. Речь-испо ведь в произведениях Достоевского — один из действенных факторов драматизма, экспрессивности его стиля. Форма мо нолога тоже довольно часто встречается у Достоевского. Использование монологов в отличие от речей-исповедей имеет у писателя свои специфические особенности. Монолог применяется в минуту острого сомнения, внутренней борьбы героя, когда ему самому надо разобраться в себе. Так, Мыш кин, проговорившись у генеральши о портрете Настасьи Фи липповны, и посланный за ним, рассуждает про себя, что он «скверно» сделал (т. 6, стр. 90). В этом монологе выра жены сомнения, угрызения совести. Внутренние монологи у Достоевского очень кратки, особенно если этот монолог дан непосредственно от лица персонажа. Наиболее часто встре чается у Достоевского монолог-размышление. Довольно ред ко используется Достоевским форма интроспективного мо нолога, являющегося рассказом автора о думах, чувствах героя с полной осведомленностью. Только с главным героем (Мышкиным) автор позволяет себе роль всезнающего. В ос тальных же случаях герои сами говорят о себе. Психологизм Толстого и Достоевского проявляется не как нечто самостоятельное, он служит действенным средством вы ражения общей идейно-тематической направленности их творчества. В умении показать судьбу человека, его душев ные переживания на фоне огромных исторических событий и в связи с ними сказался гуманизм русской литературы. Толстой «диалектику души» своих героев проследил в связи с диалектикой истории. Достоевский является продолжателем этой традиции русской литературы, но, как часто с ним бы вало, он и здесь допустил крайности. Прослеживая судьбу человека, он отрывал ее от социально-исторической сферы и даже противопоставлял ей, пытаясь доказать самостоятель ность, независимость человека от «среды». Он пытался най ти более глубокие пласты жизни, нежели социальный, тако вым казался ему пласт морально-этический и психологиче ский. Писатель старался углубиться в человеческую натуру и в ней самой найти мотивы поведения героев, отвлекаясь от социальных противоречий и конфликтов. В человеческой н а туре Достоевский пытался найти объяснение социальных бо лезней общества. Человек стал для Достоевского фокусом мироздания. В то же время он хотел познать действитель ность через человеческую психологию, через всевозможные 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=