ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

Стр. 68). На вопрос Александры — «Так что вам уж никуда и не хотелось, никуда вас не позывало?» — Мышкин от­ вечает: «Сначала, с самого начала, да, позывало, и я впадал в большое беспокойство... А потом мне показалось, что и в тюрьме можно огромную жизнь найти» (т. 6, стр. 68). Примером духовной эволюции, скачка являются две ре­ чи-исповеди Ипполита (первая — у князя на вечере с «ни­ гилистами» и в т о р а я— письменная исповедь «Мое необходи­ мое объяснение»). Первая исповедь Ипполита представляет собой его попытку сблизиться с людьми, завоевать их сочув­ ствие и Любовь. Психологическое содержание первой испове­ ди Ипполита правильно понял князь Мышкин: «Он хотел всех вас простить и от вас прощения получить» — объясняет он гостям. Это подтверждает сам Ипполит во второй исповеди «Мое необходимое объяснение»: «...и мечтал, что все они вдруг растопырят руки и примут меня в свои объятия, и попросят у меня в чем-то про­ щения, а я у них...» (т. 6, стр. 444). Но эта попытка не удалась, и тогда, после этой испове­ ди, у Ипполита родилась идея, что жить не стоит. Эта идея находит глубокое философское обоснование во второй испо­ веди. Мы не знаем, как проходил процесс рождения, утверж­ дения этой и д е и— в иоповеди дан результат, «идея». Она заключается в том, что не стоит жить, когда жизнь приобре­ тает такие унижающие человека формы. От первой исповеди до второй в душе Ипполита произошел огромный скачок, и этот окачок передан в иоповеди, где герой сам прослеживает и сообщает вслух эту эволюцию. Таким образом, с помощью речи-исповеди и монолога Достоевский и Толстой прослеживают духовные изменения своих героев. Как и у Толстого, у Достоевского психологиче­ ское состояние служит орудием исследования нравственно­ сти. Этические искания сочетаются с. проникновением в «тай­ ны» психики. Снимая внешние условности поведения, Тол­ стой и Достоевский доходят до глубин человеческой души, чтобы сделать вывод об истинной сущности человека. Такой прием позволяет им разоблачить светски утонченных и дели­ катных тоцких, курагиных, по-молчалински лживых ганечек иволгиных, друбецких и бергов. Психологический анализ позволяет снимать «все и вся­ ческие маски» с общества и представить истинные нравствен­ ные ценности. Психологический анализ служит средством 141

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=