ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
Стр. 68). На вопрос Александры — «Так что вам уж никуда и не хотелось, никуда вас не позывало?» — Мышкин от вечает: «Сначала, с самого начала, да, позывало, и я впадал в большое беспокойство... А потом мне показалось, что и в тюрьме можно огромную жизнь найти» (т. 6, стр. 68). Примером духовной эволюции, скачка являются две ре чи-исповеди Ипполита (первая — у князя на вечере с «ни гилистами» и в т о р а я— письменная исповедь «Мое необходи мое объяснение»). Первая исповедь Ипполита представляет собой его попытку сблизиться с людьми, завоевать их сочув ствие и Любовь. Психологическое содержание первой испове ди Ипполита правильно понял князь Мышкин: «Он хотел всех вас простить и от вас прощения получить» — объясняет он гостям. Это подтверждает сам Ипполит во второй исповеди «Мое необходимое объяснение»: «...и мечтал, что все они вдруг растопырят руки и примут меня в свои объятия, и попросят у меня в чем-то про щения, а я у них...» (т. 6, стр. 444). Но эта попытка не удалась, и тогда, после этой испове ди, у Ипполита родилась идея, что жить не стоит. Эта идея находит глубокое философское обоснование во второй испо веди. Мы не знаем, как проходил процесс рождения, утверж дения этой и д е и— в иоповеди дан результат, «идея». Она заключается в том, что не стоит жить, когда жизнь приобре тает такие унижающие человека формы. От первой исповеди до второй в душе Ипполита произошел огромный скачок, и этот окачок передан в иоповеди, где герой сам прослеживает и сообщает вслух эту эволюцию. Таким образом, с помощью речи-исповеди и монолога Достоевский и Толстой прослеживают духовные изменения своих героев. Как и у Толстого, у Достоевского психологиче ское состояние служит орудием исследования нравственно сти. Этические искания сочетаются с. проникновением в «тай ны» психики. Снимая внешние условности поведения, Тол стой и Достоевский доходят до глубин человеческой души, чтобы сделать вывод об истинной сущности человека. Такой прием позволяет им разоблачить светски утонченных и дели катных тоцких, курагиных, по-молчалински лживых ганечек иволгиных, друбецких и бергов. Психологический анализ позволяет снимать «все и вся ческие маски» с общества и представить истинные нравствен ные ценности. Психологический анализ служит средством 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=