ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
У Толстого душевный порыв героя выражается внутрен ним или произносимым монологом. Наташа Ростова в От радном, переполненная счастьем слияния с природой, произ носит взволнованный монолог, выражая безотчетное желание улететь ввысь. Здесь психологическое движение тоже боль шой глубины, страстной эмоциональности. Вылить свое сча стье, проявить его вовне, слиться с внешним миром в единой с ним радостной гармонии— ,вот содержание душевного по рыва Наташи. Как монолог Толстого, речь-исповедь Достоев ского иногда служит выражению духовного роста, эволюции героя. Внутренний монолог в произведениях Толстого дает воз можность заглянуть в глубинную духовную лабораторию, где идет напряженная работа. Одни мысли и чувства, еще вчера казавшиеся правильными и значительными, вдруг те ряют всякий смысл и вытесняются другими мыслями (моно лог князя Андрея до Аустерлицкого сражения и после него). Под влиянием какой-нибудь внешней силы, толчка, духов ная жизнь героя получает новое направление и после мучи тельной внутренней работы происходит качественный ска чок, представляющий собой более высокую ступень. Очень подробно прослежена в эпопее «Война и мир» духовная жизнь лучших представителей дворянской интеллигенции — Андрея Болконского и Пьера Безухова. Опромный духовный рост, которого достигли эти герои, передается, конечно, не одними средствами монолога, но все же именно различные виды внутреннею монолога имеют в данном случае громад ное значение, ибо позволяют показать не только результаты (скачки), но и самое диалектику мыслей и чувств, т. е. про цесс их рождения, борьбы и становления. Монологи по сво ему значению знаменуют вехи духовной жизни героев. (Так, монолог Пьера на станции перед знакомством с Баз- деевым; монолог, в котором Пьер понял, что все «сопрягать» надо; монолог, приведший его к мысли, что правда у про стых солдат). Достоевский прослеживает духовное развитие героев, ч а ще всего обращаясь к форме исповеди. Так, Мышкин, расс казывая генеральше Епанчиной и ее дочери о своем пребыва нии в Швейцарии, говорит о своей духовной эволюции: «Сна чала мне было только не скучно; я стал скоро выздоравли вать; потом мне каждый день становился дорог, и чем д а л ь ше, тем дороже, так что я стал это замечать. Ложился спать я очень довольный, а вставал еще счастливее», (т. 6, 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=