ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

(мучиться, не стоит ее злости. В этой речи-исповеди есть осо­ бенность, она заключается в том, что здесь перед нами такая экспрессивность чувств, что психологизм заключается не столько в словах, сколько в том, что за ними. В исповеди с огромной художественной силой выражено душевное состоя­ ние героини в данный момент. В ней Достоевский запечатлел накал страстей и чувств, истерзанную, кровоточащую душу героини, потерявшей последнюю веру в людей, в свое сча­ стье, ее отчаяние, бесконечную ненависть и презрение к тон­ ким и епанчиным. • Борьба между желанием верить в людей и счастье и без­ верием в них кончается победой безверия. Она бросается в бездну, уходит «кутить» с Рогожнным. По теперь ясна вся трагическая подоплека ее поведения, ее состояние надрыва и отчаяния в этот момент. Эго психологическое состояние объ­ ясняет ее поступок. У Толстого для выражения душевного состояния героя в определенный момент действия используется монологическая форма. Вот, например, знаменитый монолог Андрея 'Болкон­ ского в момент встречи его со старым дубом, когда его ду ­ шой владеют чувства безнадежности, отрешенности от лю­ дей, неверия в счастье. Это состояние передано через вос­ приятие старого дуба, который представляется ему одиноким, безжизненным на фоне возрождающейся природы. Восприя­ тие Андреем Болконским одинокого дуба, гордо отклоняю­ щего все обманы жизни, позволяет писателю глубже очер­ тить душевное состояние героя. Но вот вновь князь Андрей встречается со своим старым знакомым после происшедше­ го с ним переворота в Отрадном. И другое, жизнеутверж­ дающее восприятие им старого дуба служит средством пере­ дачи нового состояния героя — его возвращение к жизни, к деятельности. Д л я героев Достоевского характерны исповеди, которые передают их душевный порыв, неожиданный для других. Т а ­ ково, например, обращение Мышкина к Евгению Павловичу, продиктованное желанием объяснить ему (и всем), как слу­ чилось, что он, князь, остался с Настасьей Филипповной и позволил уйти оскорбленной Аглае .в вечер объяснения двух соперниц. Здесь психологический порыв — доказать свою невинность, немедленно видеть Аглаю и объяснить ей все до конца: «Потому что надо знать все, это первое дело». Это психологический пласт такой глубины, которая почти не контролируется разумом. 13»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=