ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
(мучиться, не стоит ее злости. В этой речи-исповеди есть осо бенность, она заключается в том, что здесь перед нами такая экспрессивность чувств, что психологизм заключается не столько в словах, сколько в том, что за ними. В исповеди с огромной художественной силой выражено душевное состоя ние героини в данный момент. В ней Достоевский запечатлел накал страстей и чувств, истерзанную, кровоточащую душу героини, потерявшей последнюю веру в людей, в свое сча стье, ее отчаяние, бесконечную ненависть и презрение к тон ким и епанчиным. • Борьба между желанием верить в людей и счастье и без верием в них кончается победой безверия. Она бросается в бездну, уходит «кутить» с Рогожнным. По теперь ясна вся трагическая подоплека ее поведения, ее состояние надрыва и отчаяния в этот момент. Эго психологическое состояние объ ясняет ее поступок. У Толстого для выражения душевного состояния героя в определенный момент действия используется монологическая форма. Вот, например, знаменитый монолог Андрея 'Болкон ского в момент встречи его со старым дубом, когда его ду шой владеют чувства безнадежности, отрешенности от лю дей, неверия в счастье. Это состояние передано через вос приятие старого дуба, который представляется ему одиноким, безжизненным на фоне возрождающейся природы. Восприя тие Андреем Болконским одинокого дуба, гордо отклоняю щего все обманы жизни, позволяет писателю глубже очер тить душевное состояние героя. Но вот вновь князь Андрей встречается со своим старым знакомым после происшедше го с ним переворота в Отрадном. И другое, жизнеутверж дающее восприятие им старого дуба служит средством пере дачи нового состояния героя — его возвращение к жизни, к деятельности. Д л я героев Достоевского характерны исповеди, которые передают их душевный порыв, неожиданный для других. Т а ково, например, обращение Мышкина к Евгению Павловичу, продиктованное желанием объяснить ему (и всем), как слу чилось, что он, князь, остался с Настасьей Филипповной и позволил уйти оскорбленной Аглае .в вечер объяснения двух соперниц. Здесь психологический порыв — доказать свою невинность, немедленно видеть Аглаю и объяснить ей все до конца: «Потому что надо знать все, это первое дело». Это психологический пласт такой глубины, которая почти не контролируется разумом. 13»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=