ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

ч и к а м— Рогожину и Лебедеву — Мышкин рассказывает по­ чти все о себе: свое прошлое, планы на будущее. Пожалуй, Л. Толстой в данной ситуации использовал бы внутренний монолог-раздумье, где герой в обстановке доро­ ги (свободный от будничных дел) имел бы возможность по­ грузиться в себя и отдаться своим мыслям, воспоминаниям. Герой же Достоевского делится своими мыслями к чувствами с другими. Так же откровенен рассказ князя камердинеру, затем ге­ нералу Епанчину и, наконец, генеральше и ее дочерям. Часто герои Достоевского сообщают о себе то, что, как правило, не выражается вслух. Так, Мышкин, не замечая нескромности своего признания, совершенно искренне и наивно говорит о том, что думает умнее всех прожить. Это шокирует его слу­ шателей. «Скромно!— ск а з а л а Аглая, почти ра здражаясь» (т. 6, стр. 71). Князь Андрей понимает, что такое нельзя сказать вслух, это его «тайное тайных». Гордый, высокомерный с людьми, Болконский стыдится подобных признаний. Кроткий же Мышкин сознается в своих честолюбивых надеждах. Стрем­ ление к нравственному обновлению, к улучшению мира, страстные поиски смысла жизни и идеала — это общие эсте­ тические проблемы, стоящие перед лучшими героями Тол­ стого и Достоевского. Но характер решения этих проблем и сами герои совершенно различны. Герои Достоевского отли­ чаются большей нервозностью, неуравновешенностью. Не имея почвы под ногами, они более свободны, иногда даже слишком. Их мышление катастрофично, да и задачи, кото­ рые они ставят миру с тревожной требовательностью, слиш­ ком масштабны и объемны, так что трагичны в самой поста­ новке своей. Герои же Толстого, хотя и решают важнейшие проблемы бытия и решают порой мучительно, не подходят к грани т р а ­ гической катастрофы или «дурного равновесия». Они всегда находят какой-то новый ответ, в их сознании после длитель­ ной борьбы происходит какой-то новый скачок и начинает­ ся новая жизнь. В героях Достоевского преобладает отрица­ тельная доминанта. Они бунтари, которые стремятся сло­ мать старые нравственные устои общества. Некоторые из них, не имея положительного идеала, кончают отрицанием ( Став- рогин, Свидригайлов, Кириллов, Версилов ). Другие — Мышкин — мечтают о замене ложных, основан­ ных на гордости и эгоизме отношений буржуазного обще­ 137

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=