ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
стью или «равнодушной природой» в страшное состояние от чуждения, герои Достоевского пытаются всеми силами выйти из своего одиночества, приобщиться к людям, разделив с ни ми общие радости и печали. Но, чтобы достигнуть этого, н а до прежде всего войти в мир людей. И платой за вход яв ляется искренность. Герой должен сказать о себе всё, с воз можно большей полнотой. Именно желание очищения и приобщения к людям заставляет его принять на себя муку исповедания. Но общество холодно отталкивает его, б е зж а лостно насмехается над ним, и герой снова замыкается в сво ем одиночестве. Достоевский тонко передал психологию отчуждения в со временном ему буржуазном обществе и извечное желание человека вырваться из него любой ценой. В использовании исповеди основной пафос психологизма Достоевского. Этот пафос заключается в той постоянно проводимой Достоевским мысли, что содержание человека всегда шире, богаче внеш него представления о нем, что человека нельзя судить заод но, человек — это целый мир. ■Забота Достоевского о человеческом достоинстве, об уважении в человеке человека и наложила свой отпечаток на характер использования «исповедей». Человек только сам может сказать о себе с наибольшей полнотой. Уважение к человеку и заключается в том, чтобы дать ему самому ск а зать о себе все, а не судить о нем поверхностно. Герои Д о стоевского и говорят о себе все, д аж е самое плохое (Иппо лит), но они ждут .к себе уважения, как к личности. К это му взывает и автор. Ведь глубина страданий, самоказни -г- тоже показатель глубины и ценности характера. Значение исповеди у Достоевского огромно, исповедь включена в идейно-художественную структуру романа, как одна из главных шестерен в движении романа. Через испо ведь узнается порой новое о герое, о событиях, иногда в ис поведи совершается экскурс в прошлое и таким образом дается объяснение настоящих событий, исповедь может быть толчком к новому направлению событий. Исповедь-признание как средство психологической х а р а к теристики используется писателем в обрисовке не всех ге роев. Наиболее действенна роль исповеди в создании образа Мышкина. Можно утверждать, что почти каждое его выска зывание — это исповедь, благодаря его абсолютной искрен ности. Д аж е диалоги, в которых участвует этот герой, носят исповедальный характер. Так, в вагоне случайным попут 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=