ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

стью или «равнодушной природой» в страшное состояние от­ чуждения, герои Достоевского пытаются всеми силами выйти из своего одиночества, приобщиться к людям, разделив с ни­ ми общие радости и печали. Но, чтобы достигнуть этого, н а ­ до прежде всего войти в мир людей. И платой за вход яв ­ ляется искренность. Герой должен сказать о себе всё, с воз­ можно большей полнотой. Именно желание очищения и приобщения к людям заставляет его принять на себя муку исповедания. Но общество холодно отталкивает его, б е зж а ­ лостно насмехается над ним, и герой снова замыкается в сво­ ем одиночестве. Достоевский тонко передал психологию отчуждения в со­ временном ему буржуазном обществе и извечное желание человека вырваться из него любой ценой. В использовании исповеди основной пафос психологизма Достоевского. Этот пафос заключается в той постоянно проводимой Достоевским мысли, что содержание человека всегда шире, богаче внеш­ него представления о нем, что человека нельзя судить заод ­ но, человек — это целый мир. ■Забота Достоевского о человеческом достоинстве, об уважении в человеке человека и наложила свой отпечаток на характер использования «исповедей». Человек только сам может сказать о себе с наибольшей полнотой. Уважение к человеку и заключается в том, чтобы дать ему самому ск а ­ зать о себе все, а не судить о нем поверхностно. Герои Д о ­ стоевского и говорят о себе все, д аж е самое плохое (Иппо­ лит), но они ждут .к себе уважения, как к личности. К это­ му взывает и автор. Ведь глубина страданий, самоказни -г- тоже показатель глубины и ценности характера. Значение исповеди у Достоевского огромно, исповедь включена в идейно-художественную структуру романа, как одна из главных шестерен в движении романа. Через испо­ ведь узнается порой новое о герое, о событиях, иногда в ис­ поведи совершается экскурс в прошлое и таким образом дается объяснение настоящих событий, исповедь может быть толчком к новому направлению событий. Исповедь-признание как средство психологической х а р а к ­ теристики используется писателем в обрисовке не всех ге­ роев. Наиболее действенна роль исповеди в создании образа Мышкина. Можно утверждать, что почти каждое его выска­ зывание — это исповедь, благодаря его абсолютной искрен­ ности. Д аж е диалоги, в которых участвует этот герой, носят исповедальный характер. Так, в вагоне случайным попут­ 136

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=