ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

ним образом, место иоповеди в романе Толстого невелико. Гораздо большую роль в раскрытии внутренней жизни геро­ ев и общей структуре романа играет у Толстого монолог. Монолог в произведениях Л. Толстого служит важнейшим средством раскрытия человеческой души. Человек наиболее искренен с самим собой, поэтому большая часть характер ­ ных мыслей, чувств, которые он никогда не выразит вовне, вы­ водятся Толстым через внутренний монолог. Внутренний мо­ нолог позволяет заглянуть в самые далекие тайники челове­ ческой души и максимально обогатить представление о х а ­ рактере героя, о его духовном мире. У Толстого был огром­ ный арсенал средств психологического анализа (речь героя, портрет, сон, природа, физиогномика, исповедь и т. д.), но наиболее действенное и любимое его средство — монолог. У Достоевского роль монологов мейее значительна и именно в силу того, что у него главную нагрузку выполняет исповедь, вот почему мы и сравниваем эти наиболее характерные для Толстого и Достоевского средства психологического анализа. Основная функция и толстовского монолога и иоповеди Д о ­ стоевского одна — способствовать выражению наибольшей искренности и полноты психической жизни героя. То, что герои Толстого могут говорить только себе, в чем сознаться перед другими они д аж е не мыслят, герои Достоевского вы­ сказывают вслух, исповедально. Отсюда в ряде случаев необычность, и даже «скандаль­ ность» исповедей героев Достоевского. Они шокируют своей откровенностью, они вызывают у окружающих реакцию удив­ ления и испуга. Как бы бросаясь вниз головой в пропасть, они начинают открывать самые отдаленные тайники своей души. Это невероятная смелость — сказать о себе всё, и это невероятная мука — ибо надо преодолеть страх гордости. Речи-исповеди различаются в зависимости от глубины само­ раскрытия героя. Одни иоповеди дают почти полное пред­ ставление о духовной жизни героя (исповедь Ипполита, Мышкин а ), другие служат раскрытию частных сторон х а р а к ­ тера или объясняют поступки героев. Огромное значение исповедей в творчестве Достоевско­ го связано с общим пафосом его психологизма и имеет своя причины. Можно задать вопрос, почему герои Достоевского бросаются в такие «жуткие», страшные признания, которые мучительны и для них и для слушателей. Что это, прихоть? Очевидно, нет. Будучи поставлены жестокой действительно­ 135

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=