ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

ше. Мучительность и страх снимаются тем, что первый тол ­ чок дала сама губернаторша, вызвавшись сосватать Нико­ лаю княжну Марью. Таким образам, исповедь Николая про­ звучала как дополнение или комментарий к этому предполо­ жению. Если исповедь Пьера Рамбалю не имела особых по­ следствий для Пьера, то в судьбе Николая, как отмечает а в ­ тор, исповедь его губернаторше имела большие последствия. Но в идейно-художественной структуре романа в целом зн а ­ чение этой исповеди незначительно, поскольку по многим другим каналам читатель подведен к чувству необходимости и логичности брака Николая и княжны Марьи. И наконец, еще две исповеди: откровенный рассказ Н а т а ­ ши о последних днях жизни князя Андрея и их любви Пьеру и княжне (т. 4, ч. IV, гл. XVI) и рассказ Пьера о своих мы­ тарствах в осажденной Москве и плену — являются факти ­ чески пересказом того, что уже известно читателю из преды­ дущих глав, особенно рассказ Пьера. Очевидно, исповедь Наташи, самая мучительная и пси­ хологически глубокая в романе. Но, интересно, что самой испеведи тоже нет, дана лишь авторская характеристика ее: «И, не давая перебивать себя, она расска зала го, чего она еще никогда, никому не рассказывала: все то, что она пережила в те три недели их путешествия и жизни в Ярославле» (т. 7, стр. 248). В этой исповеди есть элемент «жестокости» — это муче­ ния Наташи и соучаствующих— слушателей и читателя. «Он (Пьер) слушал ее и только жалел её за то стра- • дание, которое она испытывала теперь, рассказывая» (т. 7, стр. 248). Не ограничиваясь передачей психологии воспринимающе­ го, автор называет рассказ Наташи «мучительным и радо ­ стным». Особенность исповеди Толстого в отличие от испо­ веди Достоевского заключается в отсутствии или в мини­ мальном использовании Толстым эффекта стыда и боли. Отсюда и отсутствие самых мучительных фазисов исповеди (4-го и 3-го), страха стыда, как ожидания отрицательной ре­ акции и боли, вызванной конечной реакцией. Толстой не затормаживает наиболее мучительные момен­ ты в психологии своих героев, как это делает Достоевский. Самые страш-ные и действительно мучительные моменты ис­ поведи даны в романе «Война и мир» в авторском переска­ зе. А реакция слушателей (один из самых болевых момен­ тов) дается в романе лйшь в эпизоде исповеди Наташи. Та- 134

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=