ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
Стоит вспомнить, что исповедь — это исконно народная форма публичного самоочищения, самоказни, исходящая из желания «преступника» возродиться к добру и примкнуть к людям. Такую функцию выполняет исповедь и у Достоев ского. Обратимся к исповеди у Л. Толстого. В романе «Вой на и мир» есть несколько случаев исповедания. Вот князь Андрей в первой главе романа неожиданно приоткрывает ин тимную сторону своей жизни — разочарование в жене и б р а ке вообще. Болконский развивает целую философию «анти- брака». Но можно ли назвать это признание исповедью? Единственным слушателем князя является Пьер, близкий друг. Значит страх стыда почти совершенно притуплен дру жеской реакцией слушателя. Далее, самого содержания ис поведи как такового, нет. Князь не раскрывает почему, как, когда родилось это разочарование. Бол конский излагает лишь результат своих горестных раздумий и разочарования, з а ключающийся в совете Пьеру не жениться. Другой пример: разочаровавшийся в жизни после Ауетерлицкого сражения и своего ранения князь Андрей излагает перед Пьером свою точку зрения на мир и новую философию жизни. Благодаря абсолютной искренности это признание можно отнести к ис поведи. Но и здесь отсутствует главный и необходимый в ис поведи эффект стыда и боли. Этот эффект снижается тем, что признания князя, хотя и очень откровенные, совершаются в диалоге; далее, это признание не имеет и не могло иметь эле мента стыда, так как выражает убежденное, отстоявшееся в одиночестве мировоззрение князя Андрея на данном этапе, излагаемое им с оттенком снисходительности к слушателю (Пь еру ). Исповедь Пьера незнакомому французскому офицеру Рамбалю в занятой неприятелем Москве имеет больше от психологической исповеди. Но и здесь автор как бы созна тельно обходит эффект стыда. Оговаривается нетрезвое со стояние Пьера и другие факторы, без наличия которых Пьер бы возможно не заговорил. «Выпитое ли вино, или потребность откровенности, или мысль, что этот человек не знает и не узнает никого из действующих лиц его истории, или все вместе р а з в я з а ло язык Пь еру»5. Толстой не любил и избегал эффекта боли ’(«жестоко сти»), которым мастерски пользовался Достоевский, рисуя картины нравственных мучений своих героев. Доказательст вом этому может служить и исповедь Николая губернатор-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=