ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

исповеди у Достоевского. Д л я этого, прежде всего, необхо­ димо дать художественн онпсихоло гичеокую характеристику исповеди. Исповедь предполагает раскрытие исповедующим­ ся перед слушателями глубоких, потайных сторон своей д у ­ ши. Трудность исповеди заключается в первую очередь в не­ обходимости преодолеть стыд. Страх стыда в начале сковы­ вает человека. Чем сильнее этот страх, тем напряженнее и драматичнее восприятие исповеди, ибо, очевидно, что страх стыда находится в прямой зависимости от содержания испо­ веди. Следующая фаза — когда исповедующийся преодолел первый и самый страшный фазис — представляет собой неч­ то похожее на падение с колокольни. Такое сравнение н е ­ сколько раз встречается в романе «Идиот». т ак, Ипполит после исповеди сам передает это состояние вопросом: — «Князь, слетали вы когда нибудь с колокольни?»4 Есть какое-то мучительное наслаждение в этом состоя­ нии падения вниз. Но вот человек уже упал. Исповедь кон­ чилась, или на исходе. Третья фаза — это отрезвление и оглядка <на реакцию слу­ шателей. Конец исповеди есть ответ на тот страх стыда (представлявший собой ожидание стыда), который был у героя в начале. Наступает боль стыда. После исповеди всегда естественна неловкость и для слу­ шавших и, тем более, для говорившего, потому что испове­ дующийся как бы переходит установленные людьми для удобства рамки искренности. Если восприятие исповеди дру ­ жеское, то неловкость может быть преодолена, если же вос­ приятие враждебное или безразлично любопытное, то за не­ ловкость слушатели платят презрением, насмешками или ненавистью. Именно боязнь такого конца (осмеяния) и оста­ навливает человека вначале, как сковывающий его страх стыда. Все эти психологические изменения зависят, в первую очередь, от содержания исповеди, от степени самораскрытия героя. Иопюведь — процесс двусторонний. Страх стыда, стыд и другие нравственные мучения претерпевает не только испо­ ведующийся, но и слушатели (и читатель), которые являют­ ся соучастниками этих мук, У Достоевского жестокость т а ­ ких нравственных мук доведена до предела, процесс муче­ ния как бы затормаживается, читатель втягивается в орбиту этих страданий и остро переживает их. Такова психология исповеди. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=