ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
исповеди у Достоевского. Д л я этого, прежде всего, необхо димо дать художественн онпсихоло гичеокую характеристику исповеди. Исповедь предполагает раскрытие исповедующим ся перед слушателями глубоких, потайных сторон своей д у ши. Трудность исповеди заключается в первую очередь в не обходимости преодолеть стыд. Страх стыда в начале сковы вает человека. Чем сильнее этот страх, тем напряженнее и драматичнее восприятие исповеди, ибо, очевидно, что страх стыда находится в прямой зависимости от содержания испо веди. Следующая фаза — когда исповедующийся преодолел первый и самый страшный фазис — представляет собой неч то похожее на падение с колокольни. Такое сравнение н е сколько раз встречается в романе «Идиот». т ак, Ипполит после исповеди сам передает это состояние вопросом: — «Князь, слетали вы когда нибудь с колокольни?»4 Есть какое-то мучительное наслаждение в этом состоя нии падения вниз. Но вот человек уже упал. Исповедь кон чилась, или на исходе. Третья фаза — это отрезвление и оглядка <на реакцию слу шателей. Конец исповеди есть ответ на тот страх стыда (представлявший собой ожидание стыда), который был у героя в начале. Наступает боль стыда. После исповеди всегда естественна неловкость и для слу шавших и, тем более, для говорившего, потому что испове дующийся как бы переходит установленные людьми для удобства рамки искренности. Если восприятие исповеди дру жеское, то неловкость может быть преодолена, если же вос приятие враждебное или безразлично любопытное, то за не ловкость слушатели платят презрением, насмешками или ненавистью. Именно боязнь такого конца (осмеяния) и оста навливает человека вначале, как сковывающий его страх стыда. Все эти психологические изменения зависят, в первую очередь, от содержания исповеди, от степени самораскрытия героя. Иопюведь — процесс двусторонний. Страх стыда, стыд и другие нравственные мучения претерпевает не только испо ведующийся, но и слушатели (и читатель), которые являют ся соучастниками этих мук, У Достоевского жестокость т а ких нравственных мук доведена до предела, процесс муче ния как бы затормаживается, читатель втягивается в орбиту этих страданий и остро переживает их. Такова психология исповеди. 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=