ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

X Ш. Н А Л Ь Г И Е В А НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПСИХОЛОГИЗМА Л. ТОЛСТОГО И Ф. ДОСТОЕВСКОГО Хорошо известно, что Толстой и Достоевский — величай­ шие художник и-(Психологи в русской и мировой литературе. И в то же время давно отмечена глубокая неповторимость и своеобразие их психологического мастерства. Это своеобра­ зие проявляется как в общих эстетических принципах худо­ жественного психологизма, так и в тех формах и способах анализа человеческой души, которые присущи тому и друго­ му художнику. Чрезвычайно поучительно сравнить, сопоставить методы психологического анализа Толстого и Достоевского, подме­ тить то общее, что сближает их и те отличительные черты, которые придают каждому из них оригинальность и само ­ бытность. Мы ставим перед собой задачу остановиться лишь на некоторых овойствах художественного психологизма Тол­ стого и Достоевского. В частности, предметом нашего ан али ­ за будут такие важнейшие средства раскрытия внутренне­ го мира человека, как речь-исповедь в произведениях Д о ­ стоевского (на основе романа «Идиот») и внутренний моно­ лог, характерный для героев Толстого (роман-эпопея «Война и мир»). Интересно, что до сих исследователи Достоевского важнейшим средством психологического анализа писателя считают монолог. А это влечет за собой необходимость оп­ ределить отличие и своеобразие использования монолога в произведениях Достоевского в сравнении с использованием монолога Толстым. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=