ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
Ко травинок». Меняются масштабы восприятия. Ползущий муравей — событие, фляга с водой на трупе турка, до кото рой надо ползти две сажени («для меня это десять верст») — спасение. Реальное В'ремя останавливается. Главным крите рием отсчета времени становится степень разложения трупа. Толстовский крупный план изображения войны, битв, от которых зависела судьба страны, заменяется микроанали зом. Суть войны для раненого сконцентрирована в огромном разлагающимся трупе убитого. Человек и смертельная опас ность, психология человека, потрясенного ужасами войны, необходимостью убивать и быть убитым — вот главный стер жень гаршпновокого 'рассказа. Именно на эту сторону обра тил внимание Толстой, восхищаясь рассказом «Четыре дня». «Ведь война — это ужасное дело :реди людей и в рассказе чувствуемся этот ужас» и . В 1889 г. в Париже вышла книжка военных рассказов Гаршина под названием «Война». Предисловие написал Мо пассан; как и Толстой, он обратил внимание на антивоенный пафос рассказов, осуждение ужасов войны. Война ставит человека в особую ситуацию, становится испытанием его нравственных качеств. На войне обретают реальный смысл такие понятия, как героизм и трусость, храбрость и подлость. «Трус ли я?»-г-этот вопрос волнует каждого участника сражения. В эпопее Толстого вопрос о героизме поставлен и в объективном плане, так как война двенадцатого года это «общее благо», справедливая война, в которой русские з а щищали свою страну, дом, близких, и в плане субъективно го поведения каждого участника войны. Николай Ростов все время стремиться замаскировать свою трусость, сделать так, чтобы никто не заметил, что страх смерти, неистребимая любовь к жизни — главные его чувства во время боя. Во время сражения за мост страх под чиняет все другие чувства. «Все кончилось; но я трус, да, я трус»,— подумал Ростов после того, как опасность минова ла |5. В другом бою, наскочив на француза, Николай не мо жет его убить, так как ему глубоко противна необходимость убивать или быть убитым. Он бежит с поля боя, осуждая сам себя. У Гаршина есть рассказ, который называется «Трус». Его герой «смиренный, добродушный молодой человек», з а нятый своими книгами и учебой, мечтает посвятить себя «труду любви и правды», но начинается война, и он, как че ловек с обостренной совестью, идет добровольцем на войну, 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=