ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

Ко травинок». Меняются масштабы восприятия. Ползущий муравей — событие, фляга с водой на трупе турка, до кото­ рой надо ползти две сажени («для меня это десять верст») — спасение. Реальное В'ремя останавливается. Главным крите­ рием отсчета времени становится степень разложения трупа. Толстовский крупный план изображения войны, битв, от которых зависела судьба страны, заменяется микроанали­ зом. Суть войны для раненого сконцентрирована в огромном разлагающимся трупе убитого. Человек и смертельная опас­ ность, психология человека, потрясенного ужасами войны, необходимостью убивать и быть убитым — вот главный стер­ жень гаршпновокого 'рассказа. Именно на эту сторону обра­ тил внимание Толстой, восхищаясь рассказом «Четыре дня». «Ведь война — это ужасное дело :реди людей и в рассказе чувствуемся этот ужас» и . В 1889 г. в Париже вышла книжка военных рассказов Гаршина под названием «Война». Предисловие написал Мо­ пассан; как и Толстой, он обратил внимание на антивоенный пафос рассказов, осуждение ужасов войны. Война ставит человека в особую ситуацию, становится испытанием его нравственных качеств. На войне обретают реальный смысл такие понятия, как героизм и трусость, храбрость и подлость. «Трус ли я?»-г-этот вопрос волнует каждого участника сражения. В эпопее Толстого вопрос о героизме поставлен и в объективном плане, так как война двенадцатого года это «общее благо», справедливая война, в которой русские з а ­ щищали свою страну, дом, близких, и в плане субъективно­ го поведения каждого участника войны. Николай Ростов все время стремиться замаскировать свою трусость, сделать так, чтобы никто не заметил, что страх смерти, неистребимая любовь к жизни — главные его чувства во время боя. Во время сражения за мост страх под­ чиняет все другие чувства. «Все кончилось; но я трус, да, я трус»,— подумал Ростов после того, как опасность минова­ ла |5. В другом бою, наскочив на француза, Николай не мо­ жет его убить, так как ему глубоко противна необходимость убивать или быть убитым. Он бежит с поля боя, осуждая сам себя. У Гаршина есть рассказ, который называется «Трус». Его герой «смиренный, добродушный молодой человек», з а ­ нятый своими книгами и учебой, мечтает посвятить себя «труду любви и правды», но начинается война, и он, как че­ ловек с обостренной совестью, идет добровольцем на войну, 125

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=