ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
как странное нарушение общего ритма событий. И у Толсто го н у Гаршина эпизод завершается картиной неба. Про буждающееся сознание раненого фиксирует «надо мной — клочок черно-синего неба, на котором горит большая звез да... Это восходит луна. Как хорошо теперь дома». Если у Толстого высокое небо, символ умиротворения, и князь Андрей испытывает счастье познания «бесконечного неба», то у Гаршина вид неба возвращает раненого к уж а с ной реальности. То, чем завершается размышление князя, становится началам новой жизни раненого. Символический смысл приобретает в рассказе «Четыре дня» не .вечное небо, а лежащий рядом труп разлагающего ся турка, невольным убийцей которого стал раненый. Поток мыслей, который возвращает раненого к мирной жизни, не может увести от трагической реальности — трупа убитого, от необходимости сейчас, сразу, на месте найти ответ на во прос: «За что я убил его?» Ситуация такова, что спокойно рассуждать невозможно. Толстовская дилемма — «Что дур но? Что хорошо! Что надо любить, что ненавидеть. Д л я че го жить?» — слишком абстрактна для гаршинского героя; нельзя философствовать рядом с разлагающимся тру/пом. Это настолько антиэстетично, что сам факт действует силь нее, чем любые рассуждения. Клинически точные описания трупа, «апоминающие заключение медицинского эксперта (...волосы выпали, кожа пожелтела, ноги раздулись...) силь нее любой теории ударяют в душу читателя, лишают спокой ствия. У Толстого через весь роман проходит идея о раздвоении в человеке духовного и физического начала. Возвышенное внутреннее противопоставляется низменному телесному. Гаршин снимает это. противопоставление. В рассказе «Четыре дня» вопрос о жизни и смерти ставится не в абст рактном плане, доступном тонко анализирующему уму, а в документально точном рассказе о физических, и моральных страданиях раненого. Л. Н. Толстой считал, что со временем вообще переста нут выдумывать художественные произведения. Писатель бу дет не сочинять, а только рассказывать, то значительное и интересное, что ему случалось наблюдать в жизни. Раооказ Гаршина «Четыре д н я »— воспоминание участника событий, дневниковая запись. Раненый не берется описывать общий ход войны, его наблюдения ограничены. Пространство, кото рое доступно раненому, «маленький кусочек земли, несколь- 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=