ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

как странное нарушение общего ритма событий. И у Толсто­ го н у Гаршина эпизод завершается картиной неба. Про­ буждающееся сознание раненого фиксирует «надо мной — клочок черно-синего неба, на котором горит большая звез­ да... Это восходит луна. Как хорошо теперь дома». Если у Толстого высокое небо, символ умиротворения, и князь Андрей испытывает счастье познания «бесконечного неба», то у Гаршина вид неба возвращает раненого к уж а с ­ ной реальности. То, чем завершается размышление князя, становится началам новой жизни раненого. Символический смысл приобретает в рассказе «Четыре дня» не .вечное небо, а лежащий рядом труп разлагающего­ ся турка, невольным убийцей которого стал раненый. Поток мыслей, который возвращает раненого к мирной жизни, не может увести от трагической реальности — трупа убитого, от необходимости сейчас, сразу, на месте найти ответ на во­ прос: «За что я убил его?» Ситуация такова, что спокойно рассуждать невозможно. Толстовская дилемма — «Что дур ­ но? Что хорошо! Что надо любить, что ненавидеть. Д л я че­ го жить?» — слишком абстрактна для гаршинского героя; нельзя философствовать рядом с разлагающимся тру/пом. Это настолько антиэстетично, что сам факт действует силь­ нее, чем любые рассуждения. Клинически точные описания трупа, «апоминающие заключение медицинского эксперта (...волосы выпали, кожа пожелтела, ноги раздулись...) силь­ нее любой теории ударяют в душу читателя, лишают спокой­ ствия. У Толстого через весь роман проходит идея о раздвоении в человеке духовного и физического начала. Возвышенное внутреннее противопоставляется низменному телесному. Гаршин снимает это. противопоставление. В рассказе «Четыре дня» вопрос о жизни и смерти ставится не в абст­ рактном плане, доступном тонко анализирующему уму, а в документально точном рассказе о физических, и моральных страданиях раненого. Л. Н. Толстой считал, что со временем вообще переста­ нут выдумывать художественные произведения. Писатель бу­ дет не сочинять, а только рассказывать, то значительное и интересное, что ему случалось наблюдать в жизни. Раооказ Гаршина «Четыре д н я »— воспоминание участника событий, дневниковая запись. Раненый не берется описывать общий ход войны, его наблюдения ограничены. Пространство, кото­ рое доступно раненому, «маленький кусочек земли, несколь- 124

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=