ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

и беспрестанно справа и сле­ ва от него охали и падали солдаты... «Что они д ел а ­ ют? — думал князь Андрей, глядя на них: — зачем не бе­ жит рыжий артиллерист, ко­ гда у него нет оружия? Зачем не колет ёго француз?.. Но князь Андрей не видел, чем это кончилось. Как бы со всего размаха крепкою п ал ­ кою кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову... «Что это? Я падаю? У меня ноги подкашиваются». Но он ниче­ го не видал. Над ним не бы­ ло ничего уже, кроме неба,— высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем се­ рыми облаками... Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! '''все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ни ­ чего, ничего нет, кроме его. Но и того д аж е нет, ничего нет, кроме тишины, успокое­ ния. И слава богу!..» :2 , мимо; в ушах зазвенело... Вдруг «ура» раздалось громче, и мы сразу двину­ лись вперед. То есть немы, а наши, потому что я остал ­ ся. Мне это показалось странным. Еще страннее было то, что вдруг все ис­ чезло; все крики и выстре­ лы смолкли. Я не слышал ничего, а видел только что- то синее; должно быть, это было небо. Потом и оно ис­ чезло» 13. Описывая состояние человека, бегущего в атаку, Гаршин, вслед за Толстым, показывает поток впечатлений, интенсив­ ную работу сознания, которое охватывает все и мгновенно фиксирует в особом сцеплении мысли то, что видит, слышит л чувствует герой. Как и князь Андрей, который, бросаясь в атаку, одновременно видел (бегущих и дерущихся артилле­ ристов...), слышал (свист пуль, стон с о л д а т ) ,4 недоумевал (что они делают...?), герой «Четырех дней» помнит, как по­ казалось что-то красное, как в ушах зазвенело, как что-то не то зарычало, не то застонало; он тоже не понимает, что происходит до самого момента ранения, которое осознается 123

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=