ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
с банальными, и все вместе взятое преломляется сквозь / пртэму переживаний Пьера Безухова. Как и при описании Аустерлицкого поля, где образ тумана символизировал ту неопределенность положения, бестолковщину, которая х а рактеризовала положение союзных войск, в картинах Боро динского сражения автор также использовал образ тумана. Но на Аустерл инком поле туман густой, мрачный, что усили вало мрачность всей картины, как бы предвещавшей пора жение русских. На Бородинском поле — туман тающий, про- . свечивающийся, еш пронизывают лучи яркого солнца. И зобр аж ая солнечное, светлое утро Бородинского сражения, писатель зарождал у читателя мысль, что этот день прине сет славу русскому оружию, станет днем великого ратного подвига русского н а р о д а » 71. Особенностью батальной живописи Л. Н. Толстого яв ляется то, что он прибегает к глубоко жизненным зарисов кам солдатского быта, будней армейской жизни, дает реаль ное и точное описание отдельных деталей, лаконично и уме ло передает сложность и напряженность отдельных военных эпизодов. В «Войне и мире» Л. Толстой, используя опыт, н а копленный в работе над ранними произведениями, творчески обогащает его, выявляет себя как зрелый художник-бата лист. Общеизвестно мастерство Л. Н. Толстого в раскрытии психологии человека на войне. Еще в ранний период твор чества глубокий психологизм писателя тесно переплетался с эпическим рассказом. То же, но в еще большей степени, характерно для романа «Война и мир». Великие историче ские события и важные социальные явления писатель прово дил сквозь призму восприятия их отдельной личностью, в то же время сложные духовные искания своих героев, внут ренний мир людей он связывал со всем ходом исторических событий, происходящих В ЖИЗНИ. (Короткий промежуток времени, один-два дня, не давал возможности Толстому показать характер героя в полном развитии, а в романе «Война и мир», охватывающем боль шой исторический период жизни России, он имел возмож ность раскрыть эволюцию характера и внутреннего мира своих героев, их внешние и внутренние сдвиги, изменения и подвести их к определенным жизненным итогам. Это под тверждает художественный рассказ о любимых героях — князе Андрее и Пьере Безухове, духовный мир которых очень сло жен и противоречив. П6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=