ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

с банальными, и все вместе взятое преломляется сквозь / пртэму переживаний Пьера Безухова. Как и при описании Аустерлицкого поля, где образ тумана символизировал ту неопределенность положения, бестолковщину, которая х а ­ рактеризовала положение союзных войск, в картинах Боро ­ динского сражения автор также использовал образ тумана. Но на Аустерл инком поле туман густой, мрачный, что усили­ вало мрачность всей картины, как бы предвещавшей пора­ жение русских. На Бородинском поле — туман тающий, про- . свечивающийся, еш пронизывают лучи яркого солнца. И зобр аж ая солнечное, светлое утро Бородинского сражения, писатель зарождал у читателя мысль, что этот день прине­ сет славу русскому оружию, станет днем великого ратного подвига русского н а р о д а » 71. Особенностью батальной живописи Л. Н. Толстого яв ­ ляется то, что он прибегает к глубоко жизненным зарисов­ кам солдатского быта, будней армейской жизни, дает реаль ­ ное и точное описание отдельных деталей, лаконично и уме­ ло передает сложность и напряженность отдельных военных эпизодов. В «Войне и мире» Л. Толстой, используя опыт, н а ­ копленный в работе над ранними произведениями, творчески обогащает его, выявляет себя как зрелый художник-бата­ лист. Общеизвестно мастерство Л. Н. Толстого в раскрытии психологии человека на войне. Еще в ранний период твор­ чества глубокий психологизм писателя тесно переплетался с эпическим рассказом. То же, но в еще большей степени, характерно для романа «Война и мир». Великие историче­ ские события и важные социальные явления писатель прово­ дил сквозь призму восприятия их отдельной личностью, в то же время сложные духовные искания своих героев, внут­ ренний мир людей он связывал со всем ходом исторических событий, происходящих В ЖИЗНИ. (Короткий промежуток времени, один-два дня, не давал возможности Толстому показать характер героя в полном развитии, а в романе «Война и мир», охватывающем боль­ шой исторический период жизни России, он имел возмож ­ ность раскрыть эволюцию характера и внутреннего мира своих героев, их внешние и внутренние сдвиги, изменения и подвести их к определенным жизненным итогам. Это под­ тверждает художественный рассказ о любимых героях — князе Андрее и Пьере Безухове, духовный мир которых очень сло­ жен и противоречив. П6

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=