ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

И Как он падал в изнеможении и тому подобное. И он .рас­ сказал им все это» (т. 4, стр. 3(27). Подобную сцену находим в «Севастополе в августе», когда Володя Козельцов именно так представлял себе бой и свое участие в нем. Писатель с явной насмешкой относился к таким наивно-романтическим представлениям о том, как «делается война». В «Войне и мире» Толстой с необыкновенной художественной силой и правдивостью показал тяжелые последствия войны, рисуя ее «в крови, в страданиях, в смерти» (т. 2, стр. 100). Как и в ранних произведениях на военную тему, Толстой в романе не стремился последовательно и полно описать весь ход ср аж е ­ ния, а выдат ял наиболее характерное, существенное в нем и, что особенно ценно, глубоко раскрывал поведение и пере­ живания отдельных героев войны. В некоторых эпизодах писатель дает общую картину боя, но чаще он прибегает к зарисовке отдельных, наиболее интересных батальных эпизо­ дов, в центре которьих всегда ставит человека. Описание Шенграбенокого сражения начинается и кон­ чается действиями батареи Тушина. Художественный прием обрамления дает возможность скрепить-между собой отдель­ ные эпизоды. То, что в центре внимания находится батарея Тушина, имеет принципиальное значение. Такой подход к изображению войны был направлен против установившейся в литературе традиции воспевания необыкновенных героев. Помещая в центре боя одну небольшую батарею под коман ­ дованием офицера, в облике которого «было что-то особен­ ное, совершенно не военное», Толстой в противоположность парадно-фанфарному показу сражений утверждает свои но­ ваторские _принципы героики — героики подвига, совершен­ ного обыкновенным человеком. Хотя Шенграбенское ср аж е ­ ние изображается автором в различных планах, в отдельных сценах, у читателя складывается целостное, полное представ­ ление об общем ходе битвы. Н. П. МуравьевчКарский, который был в войне 1854— 1855 годов гла!ВНокомандующим кавказских войск, отмечал верное изображение Толстым битвы под Шенграбеном: «.. Никогда не читал более верного описания сражения» 1б,— писал он. Одним из важных компонентов батальной живописи Тол­ стого является пейзаж. Как и в Севастопольских повестях, в эпопее «Война и мир» он играет важную смысловую и композиционную роль. Особенно выразителен пейзаж Боро ­ динской битвы. Сугубо пейзажные детали переплетаются 8* 115

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=