ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

дающей возможность без длительных описаний Создать Кон­ кретный художественный образ, сразу же возникает вся мрачная картина отступления. Ненужность и противоестественность войны подчеркнуты и в сцене, изображающей взаимоотношения русских и фран ­ цузских солдат. Толстой выражает уверенность в возможно­ сти единения людей, прекращения безрассудной бойни. Он считает, что жить можно совсем по-другому: дружно, радо ­ стно и счастливо. Вот почему так гневно звучит следующий за этой сценой авторский комментарий о том, что «ружья остались заряжены , бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки» (т. 4, стр. 238). Вспоминается в связи с этим сцена перемирия из повести «Севастополь в мае», где также проводится идея о возможности братства между народами. Мечтой о мире, недоумением перед ужасами войны про­ никнуты многие страницы романа. Это и вид высокого, бес­ конечного неба, противопоставленного мелочным, ничтожным замыслам людей на Аустерлицком поле, и отношение рус­ ских воинов к пленному мальчику-французу, и сцена у сол­ датского костра в эпизодах Краюненского сражения. Мно­ жество подобных примеров свидетельствует о непримири­ мой позиции великого писателя-гуманиста, осуждавшего войну как явление противоестественное, чуждое человеческой природе, разуму, сеющее раздор и разобщающее людей, и з а ­ щищавшего право каждого человека на спокойную, мирную жизнь. Эта тема волновала Толстого на протяжении всей его жизни. Начата она была в Кавказских повестях, достой­ ное место заняла в Севастопольских и получила полное р а з ­ витие в романе «Война и мир». Уже в ранних военных повестях, особенно Севастополь­ ских, Толстой явился новатором в изображении военных со­ бытий, батальных сцен и вообще жизни армии. Он остался верен и дальше развивал ,в «Войне и мире» особенности б а ­ тальной живописи, характерные для Севастопольских повес­ тей. В романе «Война и мир» писатель критикует романтиче­ ское представление о войне. Примером этому может служить рассказ Николая Ростова о Шенпрабенском сражении. От Ростова «ждали рассказа о том, как горел он весь в огне, сам себя не помня, как бурею налетал на каре; ккк врубал ­ ся в него, рубил направо и налево; как сабля отведала мяса 114

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=