ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

вать проблему, на которой Толстой в ранних повестях толь­ ко останавливает свое внимание, подвергая осмеянию лишь отдельные частные недостатки. Через весь роман красной, нитью проходит мысль о без­ нравственности, ничтожестве тех, кто живет собой, своим счастьем, построенном на несчастье других. В «Севастополе в мае» писатель подходит к войне с точки зрения ответствен­ ности' за нее каждого «маленького Наполеона, маленького изверга» (т. 2, стр. 149—И50), готового воевать из-за свои.Х корыстных, узко эгоистических интересов. В «Войне и мире» Наполеон представлен не только как историческая личность, государственный деятель,' но и как воплощение духа инди­ видуализма, безмерного эгоизма, и поэтому существенное значение имеет сопоставление с ним других героев романа. Много общего между Наполеоном и семейством Курагиных, Борисом Друбецким, Бергом и другими героями эпопеи. От­ ношением к Наполеону часто определяются нравственные качества и смысл духовных исканий главных действующих лиц романа (прежде в се го— князя Андрея в начале его во­ енной карьеры). Продолжая линию, начатую военными повестями, Тол­ стой в эпопее «Война и мир» создает целую галерею глубоко жизненных образов офицеров, которые, не будучи аристо­ кратами, стремятся войти в их круг (образы Друбецкого и Берга, олицетворяющих дух индивидуализма, себялюбия, тщ е сл ави я ). Берг, например, как и офицеры из ранних военных повес­ тей, выступает носителем внешней, физической храбрости. Он получает легкое ранение под Аустерлицем, но считает себя героем. Все стремления Берга подчинены основной це­ л и — сделать карьеру. Его мечты о продвижении по службе напоминают мечты Михайлова из повести «Севастополь в мае». Так, Берг рассказывает, как «переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, остав­ шись старшим в роте, может очень легко быть ротным» (т. 4, стр. 82). Сходен с этими рассуждениями внутренний монолог Михайлова, который «собирался легко получить майора», потому что «много перебито да и еще, верно много перебьют нашего брата» (т. 2, стр. 114). Яркие авторские характеристики образов Курагина, Д р у ­ бецкого, Берга, изображение их беспринципности, лицеме­ рия, эгоизма и т. д. помогали писателю раскрыть внутрен- 111

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=