ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

вился вид наших войск» '1 Толстой выделяет психологиче­ скую сторону поведения солдата не вообще на войне, но именно на передовой, перед боем. Солдаты весело з анима ­ лись мирными делами: носили дрова и хворост, строили б а ­ лаганчики, чинили у костров одежду, готовились к обеду. «Все лица были такие спокойные, как будто все происходи­ ло не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по. крайней мере, половина отряда, а как будто где-нибудь на родине в ожидании спокойной стоян­ ки» (т. 4, стр. 236). Невольно вспоминается здесь «фурш- татскцй солдатик» из повести «Севастополь в декабре», исполняющий свои обязанности «тан же спокойно, и само­ уверенно, и равнодушно, как бы все это происходило где- нибудь в Туле или Саранске» (т. 2, стр. 91). В Шенграбенском сражении примеры истинного мужест­ ва и стойкости показали батарея Тушина и рота Тимохина. Н ачатая рассказом «Набег» (образ Хлопова) и «Севасто­ польскими повестями» (образы морского офицера на чет­ вертом бастионе, Михаила Козельцова и др.), «дегероиза­ ция» героя, прославление незаметного, скромного человека, спокойно, без всякой аффектации выполняющего свой долг, прославление воинского подвига вообще получают свое дальнейшее развитие в образе капитана Тушина. Тема героизма и, особенно, тема патриотизма более пол­ ное выражение находит в 111 и IV томах эпопеи, где речь идет о .всенародной борьбе с врагом в тяжелые дни нашест­ вия французов на родную землю. «Скрытая теплота патрио­ тизма» русских людей ярче всего проявилась накануне и во время Бородинского сражения. По убеждению писателя, ге­ роем «эпопеи Бородина», как и «эпопеи Севастополя», был русский народ, тот «бесподобный чудный народ», который, готовясь к Бородинскому сражению, одел чистые рубахи и не стал водку пить («не такой день, говорят» (т. 6 стр. 237). Б первой Севастопольской повести Толстой создал обоб­ щенный образ простых защитников Севастополя, выделив «главные черты, составляющие силу русского,— простоты и упрямства» (т. 2, стр. 106). На лице-каждого севастопольца автор заметил также новые, порожденные защитой родины, следы «сознания своего достоинства и высокой мысли и чув­ ства». Обобщенный образ защитников родины в торжествен­ ную и значительную минуту кануна Бородина создан также и в «Войне и мире» в лице мужиков-ополченцев, волновав­ шихся «общими вопросами». Йх мужественное выполнение 109

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=