ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

Вопросы художественные, публицистические и философские сливаются воедино. Сравнения, которые выходят за пределы романа, возмож­ ны на той ступени, когда учащиеся в состоянии осознать его в цело\). Это избавит от односторонности и случайности в суж­ дениях. Сравнение «Войны и мира» с произведениями других писателей может иметь целью определить место романа в ис­ торико-литературном процессе, его значение, влияние на по­ следующую литературу. ПРИМЕЧАНИЯ > J1. И. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., в 90 томах (Юбилейное). М., Госполитиздат, 1928—1958, т. 13. (Здесь и далее ссылки даются по этому изданию. В скобках, в тексте, будет указываться только том и страница; при цитировании романа «Вой­ на и мир» помер тома издания не указывается, а обозначается том, часть и главы романа). 2 Эта группировка сделана Э. Е. . З а й д е м ш н у р в ее статье: «Ис­ тория писания и печатания «Войны и мира». Л. Н. Т о л с т о й , Юб., т. 16, стр. 19— 141. 3 При названии вариантов мы соблюдаем два ряда нумерации: один обозначает номер варианта начал романа «Война и мцр», принятый в р а­ ботах Э. Е. З а й д е н ш н у р ; два других соответствуют описанию всех рукописей и корректур «Войны и мира» в соответствии со статьей Н. С. Р о д и о н о в а : «Описание рукописей и корректур, относящихся к «Войне и миру». Л. II. Т о л с т о й , Юб., т. 16, стр. 446—212. 4 Учащимся, разумеется, не сообщается вся эта нумерация. Характе­ ризуя варианты начал романа, учитель называет их, употребляя такие вы­ ражения: «рукопись, названная Л. Н. Толстым «Три поры»...; «рукопись, в которой писатель пробовал начать роман изображением бала...» и т. п. 5 Ж а к - Л ум Д а в и д . Серия «Мастера мирового искусства». М., Изогиз, 1960; репродукции картины «Бонапарт на Сент-Бернарском пере­ вале», Л »№ 23-24; об истории портрета см.: В. Н. Березина, Ж а к Л> и Д а в и д . Изд-во Эрмитажа. Л., 1963, стр. 43—47; М. Г е р м а н . Давид. Изд-во «Молодая гвардия», М., 1964, стр. 262—266; И. А. К у з н е ц о в а . Луи Давид. Изд-во «Искусство», М., 11965, стр. 1*72—173. в О приемах использования русского и западноевропейского изобра­ зительного искусства конца XV111— начала XIX веков в романе Л. Н. Тол­ стого «Война и мир» смотрите в настоящем сборнике статью Н. С. .Ча­ паева «Изобразительные источники «Войны и мира» Л. Н. Толстого и примечания к ней. , N 105

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=