ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

перь мы сравниваем эти портреты Наполеона с известными картинами художника В. В. Верещагина, где также запечат­ лен император Наполеон на Поклонной горе; расстрел под­ жигателей; бегство Наполеона из Москвы. Линия сравнений завершается рассмотрением русских карикатур разных художников на события 1812 г. Наиболее оригинальным из них является тот портрет, в котором «лицо составлено из трупов, платье из ландкарты, на которой означены знамени­ тые в нынешнюю 'войну места сражений, воротник образует кровавое море, потопляющее корабль. Ленту почетного ле­ гиона представляет кровавая полоса и т, д.». Сравнения уси­ ливают отрицательную оценку Наполеона, данную Л. Н. Тол­ стым в романе. Показывая портреты Александра I разных лет, спраши­ ваем учащихся: какой художественный смысл приобретает в романе описание внешней красоты русского царя? Есть ли что-нибудь общее в подходе к изображению портрета Алек­ сандра I и других героев романа? В итоге беседы учитель делает вывод, что в обрисовке портрета русского царя Л. Н. Толстой стремился внешне придерживаться историче­ ской правды. Вместе с тем он ставит его в такие ситуации в романе, которые косвенно создают отрицательную оценку его личности (самоуверенность в своей великой историче­ ской миссии в событиях 1Й05 г., переданная устами Шерер; бегство с поля битвы; несправедливое отношение к Кутузо­ ву, князю Андрею и др.). II тогда становится ясным, что работа писателя над портретной характеристикой Александ­ ра I совпадает с теми же приемами, какими он поль­ зовался при создании образов Элен и Анатоля Кура- ги-ных. Есть и другие сравнения, которые в статье могут быть только названы, так как содержание их представляет собой целые самостоятельные темы. Сравнение1*взглядов Л. Н. Тол­ стого в романе «Война и мир» с идейными позициями других писателей по общим проблемам ярче оттеняют в сознании учащихся неповторимость строя мыслей писателя, идейный пафос романа. Наиболее важными в этом плане нам пред­ ставляются сравнения, которые проводились нами на итого­ вых занятиях между романом «Война и мир» и «Что д е ­ лать?» по вопросам «женской эмансипации», о роли стихий­ ного движения истории и сознательного вмешательства в нее человека. Оба романа осмысливаются учащимися с новых позиций и вызывают у них новый и новый поток мыслей. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=