ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

воспроизведение фактов из жизни и поведения героя, а срав ­ нение его с Анатолем Курагиным и Борисом Друбецким. Известно, что составление хорошего плана говорит об умении сжато выразить главные мысли. И опытный учитель не упускает случая закрепить или дать новое понятие на основе известного путем составления плана. В числе дру ­ гих навыков учитель обучает и сравнениям. Определить цель сравнения; найти основания; развернуть сравнения по сходству и различию; выделить то, что выходит за пределы, не подлежит сравнению; объяснить, почему эго необходимо; сделать выводы и й'етко их сформулировать, н айдя ответ на поставленный сравнением вопрос,— таков путь работы с учащимися. Среди других видов сравнения огромную роль играет сравнение художественного произведения с произведениями живописи. При изучении «Войны и мира» могут быть срав ­ ниваемы и работы художников-иллюстраторов и др. карти ­ ны, посвященные событиям 1805— 1812 гг. Подход к исполь­ зованию тех и других картин будет различен. В процессе анализа романа «Война и мир» учитель вво­ дит исторический комментарий, касающийся личности Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова и основных его сподвижников. Демонстрация портретов указанных лиц дает основание для интересных сравнений. Остановимся лишь на некоторых из них. II на вступительном занятии и позже, по мере развития исторического сюжета, мы показывали р а з ­ ные портреты Наполеона. Вот портрет, созданный извест­ ным французским художником Ж. Л. Д а в и д о м 5. Наполеон эффектно изображен на вздыбленном коне; красивое моло­ дое лицо передает уверенность* радостное сознание своей силы и великих возможностей, какие сулит ему жизнь. По ­ велительный жест поднятой правой руки символизирует стремительное движение все вперед и вперед к новым воен­ ным победам. За холмом видно движение орудий и зойск. Не менее эффектен портрет Наполеона работы художника Тафонели. Картина называется «Наполеон в славе». На голове императора лавровый венок, его лицо дышит довольством. Дорогой мех горностая украшает его плечи и грудь; поверх меха висит ожерелье из двуглавых орлов. Все это — при­ знанные Лирам знаки величия и власти. Таков император Наполеон в зените своей славы. Таким мы его показываем учащимся на первых занятиях. Но вот мы подходим к развязке событий 1812 г. И те­ 103

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=