ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

явно намеченных самим писателем. Одни служат целям р а с ­ крытия человеческих характеров, и этим их смысл исчерпы­ вается. Но есть эпизоды, сцены, д аж е детали, сравнение ко­ торых ведет к утверждению ведущих мыслей, отвечает глав ­ ному пафосу произведения и помогает осознать важнейшие стороны мировоззрения писателя. Таково сравнение двух эпизодов поведения императоров Наполеона (случай с переправой польских уланов, т. III, ч. I, гл. II) и Александра (сцена с бисквитами, т. III, ч. I, гл. XXI). Они помещены в разнйх местах романа, но внут­ ренне отвечают на один вопрос: к каким последствиям ведет культ людей, стоящих у власти. Обличающий пафос обоих эпизодов имеет одну и ту же направленность. Не менее в аж ­ ны другие сравнения, также имеющие целью утверждение взгляда писателя на деятельность царей, считающих возмож­ ным произвольно управлять миром. В июле 1805 г. устами Анны Павловны Шерер Александр высказал мысль о том, что он «спасет Европу от гидры рево­ люции», что он «предоставит самим французам выбрать образ правления» (т. I, ч. I, гл. IV). 1-го сентября 1812 г. Наполеон, стоя на Поклонной горе в ожидании депутации, намеревался диктовать свои законы России. Предвкушая всю силу своей власти, он д аже собирался быть великодуш­ ным. Жи знь не оправдала честолюбивых замыслов и «огра­ ниченного», и «гениального» императоров. Через эти сравне­ ния автор образно дает ответ на вопрос, зависит ли от воли Александра и Наполеона движение истории. Следует подметить, что этой художественной параллели свойственна полная симметрия. Сатирическая сцена, рисую­ щая бегство Александра I с Аустерлицкой битвы и эпизоды бегства французов, завершающиеся словами: «Впереди всех бежал император» и т. д.,— имеют тот же художественный смысл. И хотя эти скрытые для неопытного глаза учащихся сравнения даны в разных частях эпопеи, нельзя не обнару­ жить их, чтобы подвести к пониманию взгляда Л. Н. Толсто­ го на роль личности в истории. К приему сравнения учитель неоднократно обращается на уроках разных типов. Не обойтись без этого и на уроках анализа сочинений. Так, при проверке сочинений о любимом герое ряд учащихся писали о Долохове. Другие выразили удивление, что, мол, может вызвать симпатию к этому чело­ веку. Чтобы лучше оттенить сложный, противоречивый х а ­ рактер Долохова, самым убедительным оказалось не простое 102

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=