ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

веселый, румяный в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были при первом свидании с Потемкиным. И ему представ­ ляется с желтизною в жирном лице невысокая толстая ж ен ­ щина — матушка-императрица, ее улыбка, слова, когда она, в первый раз обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке» (т. III, ч. II, гл. III). Сравнение лучше провести самому учителю, так как уча­ щиеся не помнят этого места и даже после чтения не сразу улавливают в нем выражения честолюбивых чувств Николая Андреевича Болконского. Слова «столкновение... за право подходить к ее руке» не воспринимаются нашими подрост­ ками как соперничество в первенстве, в придворной чести. Сравнивая внутренние монологи 1князя Андрея и воспо­ минания его отца, обратили внимание на то, что психология людей разного возраста передана с большим мастерством. Князь Андрей на войне 1805 г. погружен в предстоящее, этим он живет — и это составляет центр его внутренних мо­ нологов. Но вот он перенес душевное потрясение — и в канун Бородино его раздумья о предстоящем бое перемежаются с горькими воспоминаниями. А для старого Болконского — все в прошлом, и память сохранила лишь самые волнующие страницы жизни. Д ля князя Андрея — это недавнее прошлое: то смерть Лизы, то измена Наташи..., для старого Болкон­ ско го— это далекие дни молодости. Но интересно, что Л. Н. Толстой отмечает, что остроту пережитого чувства по­ рой не снимают д аже годы. Переход от этого сравнения к раскрытию душевного состояния подростков Пети Р о с т о в а ' и Николеньки Болкон­ ского делает особенно запоминающимися разнообразные средства передачи возрастных особенностей героев в романе. Музыка Пети, его волшебный сон, счастливое неведение жи з ­ ни, надежды на ближайшее завтра, которое велико, как все будущее,— вот мир ранней юности. Близок к этому и прием раскрытия зарождающейся мечты Николеньки быть похо­ жим на своего отца. Сравнения привели учащихся к выводам о тонкости пси­ хологического анализа в романе, о полноте изображения жизни, о великом мастерстве Толстого-художника. Чтобы в выборе этого приема анализа не было надуманности, слу­ чайности, необходимо понять смысл сравнений, негативно и 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=