ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

Ответы учащихся начинались сравнительными портрет­ ными описаниями отца и сына Болконских. Они хорошо из­ вестны н без цитирования. Признаки возраста переданы портретными деталями. Вместе с тем учащиеся заметили, как Л. Н. Толстой подмечает родственное сходство в мане­ рах, речи, физическом облике. Возраст не устраняет этого сходства, а несколько видоизменяет. Но самым интересным было открытие внутреннего мира людей двух поколений. Князь Андрей в салоне Шерер менее всего уделяет внимание кищи не Лизе, д аже в тот момент, когда ее речь обращена к нему. Светокие интересы жены чужды ему. А вот княгиня Лиза оживленно заговорила в гостиной старого Болконского. Только несколько минут сосредоточенно и внимательно слу­ шает ее свекор, чтобы, отвернувшись, затем уже более не обращать на нее внимания. Она для него целиком ясна из первых нескольких фраз. Ошибку своего сына он объясняет просто: «Что поделаешь, красива». Взаимопонимание, не­ многословность определяются общностью их взгляда. Но молодость князя Андрея, власть чувства ослепили его на время, и он «увидел» Лизу только после женитьбы. Старому Болконскому потребовалось несколько минут, чтобы понять и княгиню, и охлаждение к ней сына, хотя об этом не было сказано ни слова. Многие черты старого Болконского повторены в князе Андрее. Какая-то доля жестокости моментами проявляется у старого Болконского к дочери и д аже сыну. Он называет княжну Марью дурой, бросает в нее тетрадь и т. п. И ста­ рость, и постоянная неограниченная власть сделали этого умного, волевого человека несдержанным и склонным к с а ­ модурству. Князь Андрей предельно сдержан в самые горь­ кие минуты своей жизни. Но и он, хотя и скупо, дает волю резкости, раздражительности при оценке поступка Наташи, позволив себе оскорбительное замечание в адрес Наташи: допускает возможность сравнения с падшей женщиной; го­ ворит, что не намерен «идти по следам этого господина»; при этом «ок холодно, зло, неприязненно, как его отец, усмехнулся» (т. II, ч. V, гл. XXI). II отец, и сын были людьми честолюбивыми. Учащиеся хорошо запоминают и передают мысли князя Андрея о «сво­ ем Тулоне», о славе. Честолюбие старого Болконского р а с ­ крывается в его воспоминаниях: «Н ему представился Д у ­ най, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, 'без одной морщины на лице, бодрый, 100

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=