ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
нравственного значения красоты, они тем не менее создавали различные идейно-художественные концепции природной жизни в соответствии со своим видением мира. У Тургенева преобладает лирико-романтическое освещение пейзажей, у Толстого огромное значение приобретает нравственно-практи ческое отношение к природе и изображение ее в общественно моральном плане. Мысль о том, что красота природы ведет к слиянию с общим, является руководящей идеей Толстого при создании многих пейзажных картин. «Я убежден,— пишет Толстой в «Путевых записках по Швейцарии»,— что в человека вложена бесконечная не только моральная, но даже физическая бесконечная сила, но нд эту силу положен ужасный тормоз — любовь к себе или, скорее, память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущест во» (5, 196). Сливаясь с природой, человек теряет чувство личности, избавляясь от ужасного тормоза любви к себе. Угнетающая человека сила — память о себе — снимается природой: своей могучей красотой она пробуждает; в нем непосредственное знание нравственной истины и жажду забвения себя за любовью к другим: «А мы себе молчали, ню хали, слушали, дышали. Природа больше всего дает это выс шее наслаждение жизни, забвение своей несносной персоны»3. Именно поэтому Толстой называет природу «проводником ре лигии», отождествляя понятия религии и нравственности: «Вы смеетесь над природой и соловьями, а для меня она — про водник религии»9. По глубокому убеждению Толстого, красо та природы способствует духовному возвышению людей. «Люди считали,— писал Толстой в романе «Воскресение»,— что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная д ля блага всех существ ,— красота, рас полагающая к миру, согласию и любви, священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом» (32, 3—4). Толстой, убежденный в том, что общение с природой нрав ственно обогащает человека, охотно обращался к психологи чески соотнесенным пейзажам, связанным, как правило, с поворотными, вершинными моментами духовной эволюции главных действующих лиц. Так, образ неба становится сред ством изображения значительных сдвигов в сознании князя Андрея Болконского. В этих случаях устанавливается дейст венная связь между настроениями героя и природой: эта последняя воздействует на человека и подчиняет себе содер- 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=