ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Левин, который вместе с мужиками косит траву, «в середине работы вдруг испытал приятное ощущение холода по жарким вспотевшим плечам. Он взглянул "На небо во время натачи- ванья косы. Н а б еж а л а низкая, тяж елая туча, и шел крупный дождь» (18, 265). Преображение природы в результате сво­ бодного и дружного труда с радостным удивлением з ам е ­ чается Левиным, который на мгновенье отдался созерцанию общего и потерял сознание своей личности: «Левин оглянулся вокруг себя и не узнал места: так все переменилось. Огромное пространство луга было скошено и блестело особенным, но­ вым блеском, со своими уже пахнущими рядами, на вечерних косц* лучах солнца. И окошенные кусты у реки, и сама река, прежде не видная, а теперь блестящая сталью в своих изви­ вах, и движущийся и поднимающийся' народ, и крутая стена травы недокошенного места луга, и ястреба, вившиеся над оголенным лугом,— все это было Совершенно ново. Очнув­ шись, Левин стал соображать, сколько скошено и сколько еще можно сделать нынче» (18, 268—269). Это трудовое отношение к природе противопоставлено беспредметному, пассивно-созерцательному отношению к ней праздного человека. При виде лугов у Константина Левина возникают мысли о покосе, тогда как Сергей Иванович Коз- нышев любуется поэтическими видами природы, красотой заглохшего от листвы леса, изумрудом блестящих молодых побегов дерев нынешнего года, прелестью стальной воды и т. п. Левин «поддакивал брату, но невольно стал думать о другом», о наступающем покосе. «Человеческая» сущность природы открылась Левину не в эстетическом переживании ее красоты, а благодаря участию в трудовой мужицкой жизни. Он достигает единения с миром не в созерцательном погружении в себя, а в деятельном содру­ жестве с другими. В процессе свободного и дружного земле­ дельческого труда у Левина устанавливается живая нравст­ венная связь со всеми, которая и доставляет ему «блаженные минуты», з а р аж а я радостью и счастьем жизни. Становясь свободным жизнетворчеством, труд способствует братскому любовному объединению людей. 6 Нравственные искания Толстого и романтическая устрем­ ленность к прекрасному Тургенева — эти отправные инди­ видуальные позиции писателей—в какой-то степени определя­ ли своеобразие их пейзажных картин. Объединяясь признанием 7 Заказ 8917 97

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=