ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

С этой трезвостью мышления Толстого связано и его трезво-практическое, нравственно-действенное отношение к жизни, в частности к природе. Именно поэтому природа изображалась им не в тургеневском плане как роскошный храм красоты и поэзии, а как та естественная среда, в кото­ рой человек, сливаясь с общим, обогащается знанием нравст­ венной истины, в трудовом процессе воздействуя на внешний объективный мир. Трезво-практический, нравственно-активный способ виде­ ния мира определяет и характер толстовских пейзажей. Они поражают не красотою и переливом красок, не прихотливой игрой тонов и полутонов, а верностью и точностью авторских, наблюдений над теми явлениями природного мира, которые до некоторой степени являются результатом преобразова­ тельной трудовой деятельности человека. Например, трезво­ практическое отношение к природе как источнику труда, р а ­ дости и счастья осуществляется Левиным, всецело погружен­ ным в свои сельскохозяйственные заботы: «Было то время года, перевал лета, когда урожай нынешнего года уже опре­ делился, когда начинаются заботы о посеве будущего года и подошли покосы, когда рожь вся выколосилась и, серо-зеле­ ная, не налитым, еще легким колосом волнуется на ветру, когда зеленые овсы, с раскиданными по ним кустами желтой травы, неровно выкидываются по поздним посевам, когда ранняя гречиха уже лопушится, скрывая землю, когда убитые в камень скотиной пары с оставленными дорогами, которые не берет соха, вспаханы до половины; когда присохшие вы­ везенные кучи навоза пахнут по зарям вместе с медовыми травами, и на низах, ожидая косы, стоят сплошным морем береженные луга с чернеющими кучами стеблей выполонного щавельника» (18, 255). Точно воспроизводятся Толстым природные условия з ем ­ ледельческого труда, потому что природа чаще всего и зобра­ жается с точки зрения трудового человека, именно крестья­ нина, и связанного с ним помещика-хозяина; отсюда и трез­ вые наблюдения в связи с думой о результатах труда. Картина природы, естественно, приобретает объективно-пред­ метную характеристику чувственных качеств своих многооб­ разных проявлений. В сценах косьбы в романе «Анна КаренТша» все в природе дается через восприятие работающих людей, и отмечаются только те элементы природных условий, которые имеют не­ посредственное отношение к их трудовому процессу. Так, 96

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=