ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

экстатических состояний потребовало не аналитического рас ­ следования мельчайших изменений души, а синтетического психологического рисунка и целой системы эмоциональных умолчаний. Минуты созерцательного погружения в себя, иногда радостного и светлого, связанного с романтическим ощущением красоты жизни, иногда печального и д аже мрач ­ ного, связанного с ощущением ее трагичности, давались всег­ да в гармонической соотнесенности с картинами природы. Поэзия «чистых наслаждений» сообщала тургеневским пейзажам лирическую тональность, волнующую музыкаль ­ ность. Острое ощущение красоты, по Тургеневу, открывает лю­ дям нравственный смысл жизни. Только романтику, возвы­ шенно настроенному человеку (Якову Пасынкову, Рудину, Лаврецкому, Лемму, Шубину, Нежданову) открывается истинно прекрасное содержание природы. Своекорыстные практики, карьеристы и дельцы (Паншин, Астахов, Ратмиров, Сипягин) лишены эстетического отношения к природе. В полном согласии с особенностями своего таланта Турге­ нев очень своеобразно шел к решению вопроса о смысле ж и з ­ н и— путем изображения поэтической чуткости как неразрыв­ но связанной с чистотой нравственного чувства. Толстого же интересовали идейно-нравственные искания лучших людей дворянского класса в их непосредственном содержании. И не случайно. Еще современников Толстой поразил чистотой нравственного чувства, способностью и зображать действи­ тельность с точки зрения самих угнетенных масс. В эпоху подготовки первой русской буржуазно-демократической рево­ люции он стал выразителем нравственного сознания п атриар ­ хального крестьянства, которое считало несправедливым частную помещичью собственность на землю и всякую экс­ плуатацию человека человеком. Идейно-художественное свое­ образие писателя, связанное с чистотою его нравственного чувства, сказалось прежде всего в пафосе открытого обличе­ ния, в страстном искании истины. Знаменем Толстого-реалис- та, принципиального противника романтической идеализации, стала суровая правда о жизни, что в значительной степени объяснялось трезвостью мышления Толстого как художника, выразившего сознание многомиллионного русского крестьян­ ства, известного t своим материалистическим, практическим взглядом на жизнь. В. И. Ленин писал, что крестьянин «не только у нас, а во всем мире, является практиком и реалис­ том» 6. «Крестьяне — трезвые, деловые люди, люди практи­ ческой жи зн и » 7. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=