ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
экстатических состояний потребовало не аналитического рас следования мельчайших изменений души, а синтетического психологического рисунка и целой системы эмоциональных умолчаний. Минуты созерцательного погружения в себя, иногда радостного и светлого, связанного с романтическим ощущением красоты жизни, иногда печального и д аже мрач ного, связанного с ощущением ее трагичности, давались всег да в гармонической соотнесенности с картинами природы. Поэзия «чистых наслаждений» сообщала тургеневским пейзажам лирическую тональность, волнующую музыкаль ность. Острое ощущение красоты, по Тургеневу, открывает лю дям нравственный смысл жизни. Только романтику, возвы шенно настроенному человеку (Якову Пасынкову, Рудину, Лаврецкому, Лемму, Шубину, Нежданову) открывается истинно прекрасное содержание природы. Своекорыстные практики, карьеристы и дельцы (Паншин, Астахов, Ратмиров, Сипягин) лишены эстетического отношения к природе. В полном согласии с особенностями своего таланта Турге нев очень своеобразно шел к решению вопроса о смысле ж и з н и— путем изображения поэтической чуткости как неразрыв но связанной с чистотой нравственного чувства. Толстого же интересовали идейно-нравственные искания лучших людей дворянского класса в их непосредственном содержании. И не случайно. Еще современников Толстой поразил чистотой нравственного чувства, способностью и зображать действи тельность с точки зрения самих угнетенных масс. В эпоху подготовки первой русской буржуазно-демократической рево люции он стал выразителем нравственного сознания п атриар хального крестьянства, которое считало несправедливым частную помещичью собственность на землю и всякую экс плуатацию человека человеком. Идейно-художественное свое образие писателя, связанное с чистотою его нравственного чувства, сказалось прежде всего в пафосе открытого обличе ния, в страстном искании истины. Знаменем Толстого-реалис- та, принципиального противника романтической идеализации, стала суровая правда о жизни, что в значительной степени объяснялось трезвостью мышления Толстого как художника, выразившего сознание многомиллионного русского крестьян ства, известного t своим материалистическим, практическим взглядом на жизнь. В. И. Ленин писал, что крестьянин «не только у нас, а во всем мире, является практиком и реалис том» 6. «Крестьяне — трезвые, деловые люди, люди практи ческой жи зн и » 7. 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=