ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
чем, сознание автора и сознание Лаврецкого сливаются. Точ но передаются редкие звуки деревенской глуши, восприятие не является резко эмоционально окрашенным. Изображается только настроение острого внимания к объективной реально сти, стремление уловить ее внутренний ритм, вводятся самые трезвые детали повседневной жизни, «фламандские» жанро вые подробности, которые не только не контрастируют, но сливаются с лирическим настроением героя в одно целое. Интонация у Тургенева строго выдержана в одной тональ ности: все более усиливаясь, она остается лирической. Приро да» своим равновесием сил, внутренней необходимой гармо нией з ар аж а е т Лаврецкого, и он начинает ощущать прелесть однообразной деревенской жизни, ее «правильность» и стре мится приобщиться к ней: «И какая сила кругом, какое здо ровье в этой бездейственной тиши! Вот тут, под окном, коре настый лопух лезет из густой травы, над ним вытягивает зоря свой сочный стебель, богородйцыны слезки еще выше выки дывают свои розовые кудри; а т ам /д ал ьш е , в полях, лоснится рожь, и овес уже пошел в трубочку, и ширится во всю ширину свою каждый лист на каждом дереве, кажд а я травка на своем стебле» (2, 204). Пейзаж становится символом жизни и роди ны, средством раскрытия нерастраченной силы 'народа. В с а мой природе ощущается здоровье, способность, не торопясь, в полную меру своих возможностей, «во всю ширину» р а зв ер нуть свой каждый лист. Подобно Гоголю, Тургенев выдвигает мотив русской природы, воплощающей в себе характерные черты русских людей: внутреннюю сосредоточенность, уме ние «не спеша делать дело», душевное равновесие. Прислушиваясь к тишине в природе, Лаврецкий ощущает ее скрытые возможности и отдается созерцательному настрое нию, которое его морально омывает, освежает. Вместе с Л а в рецким автор участвует в раздумье над жизнью: «И всегда, во всякое время тиха и неспешна здесь жизнь,— думает он,— кто входит в ее круг,— покоряйся: здесь незачем волноваться, не чего мутить; здесь только тому и удача, кто прокладывает свою тропинку не торопясь, как -пахарь борозду плугом». Со прикосновение с родной природой приводит Лаврецкого к ве личайшей нравственной удовлетворенности, к преодолению скорби о прошедшем: «В то самое время в других местах на земле кипела, торопилась, грохотала жизнь; здесь та же жизнь текла неслышно, как вода по болотным травам ; и до самого вечера Лаврецкий не мог оторваться от созерцания этой уходящей, утекающей жизни; скорбь о прошедшем т аяла 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=