ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

интересами, дельцы и карьеристы, выступают мелко рассу­ дочными, духовно бедными, лишенными эстетического чувст­ ва, равнодушными к живым проявлениям природы. Отноше­ ние к природе становится средством социально-психологиче­ ской характеристики и проверки эстетической чуткости и нравственного достоинства человека. Анализ чувства природы в произведениях Тургенева и Толстого отличается психологической конкретностью, потому что отношения к природе, всегда связанные с непосредствен­ ностью и цельностью переживаний, определяются сод ерж а ­ нием внутреннего духовного мира персонажа и авторской позиции. У тургеневских персонажей преобладает эстетическое со­ зерцательное отношение к природе как к храму красоты и поэзии, у толстовских героев побеждает нравственно-практи­ ческое отношение к миру. В этом смысле очень показательно сравнение Лаврецкого и Левина. Родная природа приобщает толстовского помещика к крестьянскому труду и возбуждает в нем энергию деятеля, ведет к участию в нравственной жизни народа. Тургеневского же помещика природа погружает в со­ зерцательное состояние тихого раздумья и сдержанного оду ­ шевления. Вернувшись На родину, Лаврецкий на другой день в В а ­ сильевском прислушивается к окружающей тишине, погру­ жается в «какое-то мирное оцепенение». Ему представляется, что он «попал на самое дно реки». «Он сидел под окном, не шевелился и словно прислушивался к течению тихой жизни, которая его окружала, к редким звукам деревенской глуши». Пейзаж дается подбором звуков, самых разнообразных по характеру и силе: «Вот где-то за крапивой кто-то напевает тонким-тонким голоском; комар словно вторит ему. Вот он перестал, а комар все. пищит; сквозь дружное, назойливо жалобное жужж ан ь е мух раздается гуденье толстого шмеля, который то и дело стучится головой о потолок; петух на улице закричал, хрипло вытягивая последнюю ноту, простучала те­ лега, на деревне скрипят ворота. «Чего?» — задребезжал вдруг бабий голос. «Ох ты, мой сударик»,— говорит Антон двухлетней девочке, которую нянчил на руках. «Квас неси»,— повторяет тот же бабий голос,— и вдруг находит тишин'а мертвая; ничто не стукнет, не шелохнется; ветер листком не шевельнет; ласточки несутся без крика одна за другой по земле, и печально становится на душе от их безмолвного н а ­ лета» (2, 203). Пейзаж дается в объективно-авторском изло­ жении, но с точки зрения воспринимающего персонажа. Впро­ 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=