ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
t ‘ Тургеневские пейзажи полны воздуха, звуков, переливов цветов и запаха. Природные явления и процессы даются в б о гатстве своих оттенков, в сложной, живой, противоречивой взаимосвязи, в проявлениях едва уловимых. Природа, как и духовный мир человека, несет в себе печать мгновенной, из менчивой, мимолетной жизни. Пейзажная живопись Тургене ва, исполненная поэтического чувства, отличается нежным, тонким и верным рисунком. Пейзажи Тургенева более эмоциональны, чем пейзажи Толстого, потому что лирико-романтический характер их соз дается предельным уподоблением человеческому существу даже и в тех случаях, когда они служат фоном действия. У Толстого более отчетливо проявляется граница между содер жанием внешнего мира и внутренним состоянием восприни мающего субъекта. Именно поэтому пейзажи Толстого яв л я ются более объективно-эпическими и свободными от той дым ки недоговоренности и загадочности, которая свойственна субъективно-лирическим пейзажам. Они в большей степени, чем тургеневские пейзажи, свободны также от олицетворения и уподобления, хотя прием антропоморфизма изредка исполь зуется и Толстым. И тем не менее у Толстого наблюдается более мощная и Действенная связь человека с природой, потому что последняя дается, как правило, через восприятие героя, его оценку и н а строение. Сохраняется объективность изображения картин природы, но они органически включаются в сферу психологи ческих состояний персонажа. Так, например, лирическая взволнованность Пьера Безухова, связанная с чувством уми ления и любви к Наташе, изображается через его внутренне ' активное отношение к естественному природному окружению. Природный аспект и психический, оставаясь раздельными, идут рядом и неразрывно: «Было морозно и ясно. Над гряз ными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувст вовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсы панная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех бли зостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным л у чистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=