ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

3 Реалистическая конкретность — общее качество Гургене ва и Толстого. Но общий закон искусства, конкретно чувст­ венная форма выражения, качественно своеобразно осуществ­ лялся в толстовском и тургеневском изображении природы. Рассудочно-аналитический метод Толстого проявил себя, прежде всего, в подробной и точной пространственной диспо­ зиции пейзажа, во внимательной регистрации подробностей 5. Это сказалось, например, в следующей, пейзажной зарисовке Толстого: «Князь Андрей встал и подошел к окну, чтоб отво- рить>его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как буд­ то он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в ком­ нату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неПодвижно-свет- лая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревьями была какая-то сочная, мокрая, кудрявая рас­ тительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. П алее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым ство­ лом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе» (10, 156). У Толстого с большей силой, чем у Тургенева, выступает объективно-предметная характерйстика чувственных качеств образов природы, изумительная рельефностй изображения: пейзажи отличаются осязательной конкретностью, зримостью воплощения, полнотою обозрения всех элементов картины. Дад<е в пейзажах, озаренных светом приподнятого романти­ ческого чувства, наблюдается детализация образов природы, характеристика их чувственной определенности, обилие реа ­ листических подробностей (например, в пейзажах, связанных с романтическими переживаниями Андрея Болконского, Пьера Безухова, Константина Левина). У Тургенева, в особенности в романтически озаренных пей­ зажах , предметная определенность образов природы, конеч­ но, сохраняется, но она становится воздушной, прозрачной, лишенной ощутимости форм, будто сотканной из воздуха, нарисованной акварелью, как и образы людей. В световых картинах терялась ясность и отчетллвость очертаний благо ­ даря вниманию к прихотливой игре оттенков, переливам глав ­ ного тона. Дымк а загадочности и таинственности ложится на мир внешней реальности, например, в картине весенней лун­ ной ночи в восприятии Лаврецкого. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=